Понятия и цели наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:35, реферат

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ прямо предусмотрено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эта норма конкретизируется в статье 45 Конституции, которая устанавливает: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется". Совершение любого преступления нарушает права и свободы, следовательно, раз государство не смогло предупредить совершение данного преступления, оно должно наказать преступника, в необходимых случаях оградить его от общества и тем самым предупредить совершение возможных новых преступлений. Наказание за уголовное преступление назначается как мера государственного принуждения и только по приговору суда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие и цели наказания……………………………………………...4
Система наказаний……………………………………………………. .10
Виды наказаний………………………………………………………....13
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Доклад Понятие и цели наказания..doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией места, в котором работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции  копии приговора (определения, постановления) суда и других документов. В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, когда это было вызвано уважительными причинами или когда осужденный был признан в установленном порядке безработным; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

    К исправительным работам могут быть приговорены лишь трудоспособные лица. И хотя законодатель не делает такой  оговорки, указание на то, что исправительные работы осуществляются по месту работы, следовательно, работающими, позволяет сделать именно такой вывод. Ориентиром в этом вопросе может служить ч. 4 ст. 49 УК, определяющая круг лиц, которые не могут быть привлечены к обязательным работам.

    В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

    Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ, согласно ч. 3 ст. 46 УИК РФ, признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений: непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции; уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение 15 дней; неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных УИК РФ и возложенных на осужденного обязанностей и запретов; прогул, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

    В теории российского уголовного права  исправительные работы оценивались  неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом23.

    В.Д.Меньшагин  также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым  в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу24.

    Вместе  с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками:

    1. По характеру исполнения - штраф,  как правило, единовременное взыскание (за исключением рассрочки платежа), исправительные работы, протяженные во времени.

    2. По социально-правовым последствиям - исправительные работы влекут  за собой некоторые ограничения  в трудовой деятельности, штраф  таких ограничений не влечет.

    3. По порядку исполнения этих  видов наказания в случае уклонения  от них осужденного - исправительные  работы могут быть заменены  ограничением свободы или лишением  свободы, штраф этими видами  наказания заменен быть не  может.

    4. Исправительные работы - только основной  вид наказания, в то время  как штраф может быть и основным, и дополнительным.

    5. Исправительные работы не могут  назначаться нетрудоспособным, штраф  может быть назначен и таким  лицам. 

    Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 1 ст. 51 УК РФ).

    Карательное содержание этого наказания проявляется  прежде всего в правоограничении материального характера - из денежного  содержания осужденного производятся удержания в доход государства  в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

    Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может25.

    В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством установленный  приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 144, 145 УИК РФ).

    В случае увольнения осужденного с  военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может  заменить неотбытую часть ограничения  по военной службе более мягким видом наказания в порядке, определенном ст. 148 УИК РФ.

    Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид  наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ.

    Замены  ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.

    Данный  вид наказания следует отличать от исправительных работ (ст. 50). Применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться  только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных - любым трудоспособным гражданам, имеющим основное место работы. В ч. 1 ст. 39 УИК РФ специально подчеркивается, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.

    Ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент  удержания из денежного содержания осужденного в доход государства  законом (ст. 51 УК РФ) не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом в законе (ч. 2 ст. 50 УК РФ) определен минимальный процент удержания из заработка осужденного - он не может быть менее 5%.

    При исправительных работах в карательное  содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и  материального характера - из заработка  осужденного производятся удержания  в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при  ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения - осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

    Вместе  с тем осуждение к ограничению  по военной службе не связано с  некоторыми правоограничениями в сфере  трудовой деятельности, присущими исправительным работам. Например, ограничения в  продолжительности ежегодного отпуска  и др.

    Наконец, при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным. Исправительные работы могут быть в этих случаях заменены другими, названными в ч. 3 ст. 50 УК РФ видами наказаний (например, ограничением свободы). 

    Согласно  изменениям внесенных в ст.53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:

  1. не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток,
  2. не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования,
  3. не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования,
  4. не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях,
  5. не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы26.

    При этом суд возлагает на осужденного  обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

    Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения27.

    Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного  к наказанию в виде ограничения  свободы не позднее 15 суток со дня  получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания28.

    В случае злостного уклонения осужденного  от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного  вида наказания, суд по представлению  специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

    Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

    Срок  ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного  на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день.

Информация о работе Понятия и цели наказания