Понятие, виды и пределы действия нормативно-правовы актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ нормативно-правовых актов как, в сущности, единственным источником права в Российском государстве.

Задачи работы:

Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 5

1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 5

1.2. Классификация нормативно-правовых актов 10

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА 17

2.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 17

2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

готовая , ещё титульник.docx

— 70.12 Кб (Скачать)

     Общественные  отношения могут быть урегулированы  и такими источниками права, как  договор и обычай, санкционированный  государством.

     Нормативный договор. Договор — эффективное  юридическое средство по определению  прав и обязанностей, правил взаимоотношений  граждан и юридических лиц. Большое  значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

     С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой  соглашение двух или нескольких лиц  об установлении, изменении или прекращении  гражданских прав и обязанностей. В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования  значительно возрастает. Свобода  и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного  диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.

     Особенность договора как подзаконного источника  права заключается в том, что  стороны могут заключить как  предусмотренный, так и не предусмотренный  законом или иными правовыми  актами договор. Основное требование к  форме, содержанию и предмету договора — чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться  впечатление, что правовое регулирование  института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства — Гражданский кодекс — посвятил договору три главы.

     Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В  противном случае он может быть признан  утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический  приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

     Обычай  как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных  научных школах неоднозначен. В отечественном  дореволюционном и современном  западном правоведении эти понятия  вообще не разграничивались. Так, русский  историк и правовед В. М. Хвостов  в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать  в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании  государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими  словами, по В. М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

     Некоторые ученые рассматривают обычное право  как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем  общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное  обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая  наука, обычаи и сегодня применяются  некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

     Особенность обычая состоит в том, что это  правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся  неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

     Обычай, санкционированный государством,—  весьма редко встречающаяся форма  права.

     В ст. 5 Гражданского кодекса установлено  новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые  в какой-либо области предпринимательской  деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы  они в каком-либо документе или  нет. В настоящее время сфера  применения обычаев делового оборота  в основном ограничена внешнеторговыми  сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует  более детального регулирования  сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем  можно признать примерные условия  типового (примерного) договора. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и  специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.).

 

      

     2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 

     Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и  действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов  права).

     Действие  нормативных актов во времени  определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

     Момент  начала действия нормативных актов  определяется следующими правилами:

     а) если в нормативном акте указано  время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени  он и вступает в силу;

     б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

     Согласно  Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции  вступают в силу со дня их опубликования.

     Согласно  указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и  вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования

     Иные  акты Президента РФ, в том числе  акты, содержащие государственную тайну  или сведения конфиденциального  характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

     Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

     Контроль  за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

     Особый  порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).15

     Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после  их опубликования. Акты, устанавливающие  более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).

     Порядок вступления в силу актов субъектов  федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

     Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые  на места, вступают в силу с момента  их получения адресатом.

     Действие  нормативных актов прекращается:  в случае прямой отмены;  по истечении  срока, на который принят нормативный  акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.16

     С действием нормативных актов  во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

     Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т. д.

     Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

     Действие  законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют.

     Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.

 

     

     Заключение. 

             В результате проведенного анализа, я пришла к следующим выводам:

         1) Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

      Нормативно-правовой акт — это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты), нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

        В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Информация о работе Понятие, виды и пределы действия нормативно-правовы актов