Понятие, виды и пределы действия нормативно-правовы актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ нормативно-правовых актов как, в сущности, единственным источником права в Российском государстве.

Задачи работы:

Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 5

1.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов 5

1.2. Классификация нормативно-правовых актов 10

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА 17

2.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации 17

2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

готовая , ещё титульник.docx

— 70.12 Кб (Скачать)

    Виды  подзаконных актов:

     1) указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные  нормативные акты;

     2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

     3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

     4) решения и постановления местных  органов государственной власти;

     5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления;

     6) нормативные акты муниципальных  органов;

     7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). 9

  Особую группу образуют:

а) международные договоры России.

б) нормативные  акты органов государственной власти субъектов Федерации.

     Рассмотрим  эти виды нормативно-правовых актов  подробнее.

     Конституция (Основной закон) Российской Федерации  является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе  нормативных актов Российского  государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.10

     Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным  отраслям права. Для настоящего раздела  имеют значение нормы Основного  закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию  нормативно-правовых актов определенного  вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных  законов (ст. 104—108), и некоторые другие.

     Конституция России 1993 г. является юридической базой проводимых в стране различных реформ (налоговой, административной, пенсионной, военной и др.), в ходе которых происходит эволюция и самой Конституции.          В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.11 В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера.12

     Данное  соотношение не устанавливает, что  основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией.13

     Конституционные законы отличаются от текущих законов  и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и  по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве14.

     Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом  Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной  инициативы) заключается в его  подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

     Особая  группа федеральных законов —  конституционные законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

     Таковы  Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации».

     В отличие от этого, например, такой  важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

     Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной  Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

     Для всех видов законов официальной  является публикация полного их текста в «Российской газете» или  в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные  законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории

     Российской  Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в  силу.

     В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие  законы не могут противоречить федеральным  законам. В этом проявляется принцип  единства правовой регламентации и  правового режима на территории всего  государства.

     Правовое  регулирование в Российской Федерации  только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств  и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.

     Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место  и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования  указов выступают основные направления  внутренней и внешней политики. В  случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.

     Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство  Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления  и издает распоряжения. Решения, имеющие  нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

     Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства  могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях  и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями  Правительства. Поэтому издание  любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих  органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

     Акты  этой группы очень многочисленны  и многообразны. К ним относятся  приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все  они издаются для реализации функций  государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам  и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

     Нормативные акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающие  права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

        В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

     Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения  министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права  и свободы граждан, не возлагаются  ли им дополнительные, не предусмотренные  законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться  судам при разрешении споров. Такое  правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм  принятия и применения ведомственных  правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

     Данные  акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования  в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов  федеральных органов исполнительной власти».

     Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные  нормативные акты. Органы власти и  управления субъектов Федерации, решая  задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

     В теории права локальными нормативными актами называются также юридические  документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и  т.д. Краевая, областная администрация  субъектов Федерации (в некоторых  регионах — правительство) вправе принимать  постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может  издавать постановления и распоряжения.

     Общим для всех видов подзаконных актов  Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы  права, содержащиеся в подзаконных  актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые  правовые решения ориентируются  граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление  федерального Правительства имеет  большую юридическую силу, чем  аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации  города.

     Существуют  также локальные акты государственных  и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации  эти организации создают различные  правовые акты: приказы, издаваемые руководителем  организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено  подзаконных правовых актов и  в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Информация о работе Понятие, виды и пределы действия нормативно-правовы актов