Часть
1 статьи 137 Конституции РФ гласит, что
изменения в статью 65 Конституции,
предусматривающие принятие в Российскую
Федерацию нового субъекта или образование
в ее составе нового субъекта Федерации,
а также изменение конституционно
правового статуса действующего субъекта
Федерации, вносятся на основании федеральных
конституционных законов. Особенности
принятия таких федеральных конституционных
законов установлены ФКЗ от 17 декабря
2001г. «О порядке принятия в Российскую
Федерацию и образование в ее составе
нового субъекта Российской Федерации»17.
Все три изложенных способа
изменения конституции относятся
к числу жестких. Однако внесение
изменений в действующую Конституцию
возможно и в упрощенном порядке
на основании указов Президента
РФ.
V. Учредительный
характер конституционных
норм:
Учредительная
природа конституции проявляется
и в том, что ее предписания
выступают в качестве первоосновы,
являются первичными. Это означает,
что для установления положений
конституции не существует никаких
правовых ограничений. Не может быть такой
правовой нормы, которая не могла бы быть
включена в конституцию по признаку того,
что она не соответствует какому-либо
правовому данного государства.
VI. Программность:
Конституционные
принципы и положения играют направляющую
роль для законодательной деятельности.
Текущее законодательство может развивать
конституционные предписания, конкретизировать
их, устанавливать дополнительные гарантии
прав и свобод человека и гражданина, а
также организации и деятельности различных
государственных институтов. Конституция
стимулирует создание новых норм права,
создает предпосылки для принятия новых
правовых актов. Статьи Конституции часто
сформулированы так, что из них очевидна
обязательность принятия акта текущего
законодательства, с помощью которого
конституционная норма будет реализована
наилучшим образом, либо будут установлены
дополнительные гарантии ее реализации.
VII. Конституция является
юридической базой текущего
законодательства:
Данное
свойство Конституции проявляется
в том, что именно она определяет весь
процесс правотворчства, устанавливая,
какие нормативно-правовые акты принимают
различные органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, определяя их юридическую
силу. Конституция устанавливает общие
правила законодательного процесса, называя
субъектов права законодательной инициативы,
регулируя в самом общем виде порядок
принятия различных видов законов РФ,
порядок их обнародования.
Заключение
Подводя
итог данной работе, можно сказать,
что Конституция призвана организовать
и упорядочить жизнь страны, определить
основы положения человека в обществе,
принципы взаимоотношений человека и
государства. В ней закрепляются базовые
принципы права, функции и основы организации
государственных органов, формы и методы
их деятельности. Конституция устанавливает
пределы и характер государственного
регулирования во всех основных сферах
жизни страны: в экономике, политике, социальной
сфере, духовной жизни. Конституция определяет
основные начала внешней политики государства,
соотношение международного и внутригосударственного
права.
Как
Основной Закон государства и
общества, Конституция имеет свои
отличительные, только ей присущие юридические
свойства, из которых особенно следует
выделить ее верховенство. Устанавливая
и законодательно закрепляя основные,
образующие понятия отношений государства
и личности, она принята народом на всероссийском
референдуме и поэтому является наиболее
легитимным правовым актом государства
и сферу его воздействия отличает всеохватывающий
характер.
Конституция
РФ по своей правовой природе является
фундаментом правовой системы России.
Эффективная правовая охрана Конституции
- основа незыблемости общественного
и государственного строя. Обладает
такими юридическими свойствами:
- верховенство
(Конституция имеет верховенство на всей
территории РФ, обеспечивает формирование
правового государства, подчинение государства
праву);
- прямое действие
(Конституцию РФ должны соблюдать все
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения);
- стабильность
(обеспечивает сохранение принципов общественного
и государственного строя);
- учредительный
характер (нормы Конституции закрепляют
основы государственного и общественного
устройства, учреждают важнейшие государственные
органы и т.д.)
- программность
(конституционные положения придают ориентацию
развитию общества, характеризуют общность
важнейших целей государства, личности
в какой-то степени отражают общенациональную,
общенародную идею);
- реальность
(соответствие норм Конституции складывающимся
в действительности общественными отношениями,
способностью объективно отражать достигнутое
в политической, экономической, социальной
и других сферах);
- наличие базовых,
основных принципов(она определяет процесс
правотворчества – устанавливает порядок
и субъектов принятия правовых актов,
содержит перечень нормативных правовых
актов, которые должны быть приняты в соответствии
с ней).
- особый порядок
принятия, внесения поправок и изменений
и особая охрана (в ней задействована вся
система государственных органов государственной
власти, осуществляющих охрану в различных
правовых формах).
Но все же следует признать, что
действующая в Российской Федерации Конституция
далека от совершенства. И ее объективные
слабости, неточности, недоработки, заключающиеся
в наличии противоречащих друг другу правовых
норм, коллизиях и пробелах в праве, иногда
провоцируют органы власти и должностных
лиц на антиконституционные действия.
Необходимо прочно связать Основной
Закон страны с реальной правовой
действительностью, исключить все
возможные противоречия Конституции
РФ, усилить охрану законодательной
системы, чтобы, как пишет М.В. Баглай,
Конституция перестала быть «рубашкой
на вырост», а приобрела реальную ценность
как результат компромисса государства
и общества, как источник права развитого
демократического, правового государства
— Российской Федерации.
Нормативно-правовые
акты:
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.)
- Федеральный
конституционный закон от 12.12.2001 №6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую
Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта Российской Федерации»
Список
использованной литературы:
- Авакьян С.А.
Конституционное право России. – М.,
2002. – 96 c.
- Авакьян С.А.
Конституция России: природа, эволюция,
современность (2-е изд.) – М., 2000. – 220 с.
- Авакьян С.А.
Конституция Российской Федерации: Итоги
развития. // Конституционное и муниципальное
право. – 2008, №23. – С.3-9.
- Алебастрова
И.А. Конституционные принципы: проблемы
юридической природы и эффективности
реализации. // Конституционное и муниципальное
право. – 2007, № 8. – С.12-16.
- Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации
(2-е издание) – М., НОРМА, 1999. –
776 с.
- Бархатова
Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской
Федерации. – М., Проспект, 2011. — 256 с.
- Гаврилов
А. В чем сила Основного Закона? // Российская
газета. – 2003, 29 августа.
- Закатнова
А. Баглай М.В. Конституция — рубашка на
вырост // Российская газета. – 2003, 3 октября.
- Закатнова
А. Конституция — это математика свободы.
// Российская газета. – 2003, 9 декабря.
- Козлова
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право
России. – М., Проспект, 2003. – 585 с.
- Кокотов
А.Н. Конституция и общество: баланс интересов.
// Чиновникъ. – 2003, №6 – С.15-21.
- Колосова
М.Н. К вопросу о конституционных санкциях.
// Конституционное и муниципальное право.
– 2008, №24
- Кравец А.
Верховенство конституции — принцип конституционализма.
// Журнал российского права. – 2002, №7 –
С.15-18.
- Кузьмин
В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев
выступил против внесения изменений в
Конституцию] // Российская газета. – 2006,
13 декабря.
- Лукьянова
Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской
Федерации // Конституционное и муниципальное
право. – 2007, №15 – С.14-20.
- Михайлов
А. Лицо Конституции // Российская газета.
– 2008, 10 декабря.
- Некрасов
С.И. Конституционное право (4-е издание)
– М., Юрайт, 2010. - 167 с.
- Овсепян
Ж.И. Развитие научных представлений о
понятии и сущности конституции // Правоведение.
– 2001, № 5. – С.24-36
- Страшун
Б.А. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран (4-е издание) –
М., НОРМА, 2010. – 896 с.
- Стрекозов
В.Г. Конституционное право Российской
Федерации. – М., 1997 – 384 с.
- Эбзеев Б.С.
Конституция Российской Федерации: прямое
действие и условия реализации // Государство
и право. – 2008, №7. – С.5-15.
- Эбзеев Б.С.
Соблюдение и защита прав человека — обязанность
государства // Государство и право. –
2006, №5. – С.18-21.