Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью написания курсовой работы на тему «Понятие, сущность и юридические свойства Конституции РФ» является рассмотрение вопроса значимости Конституции РФ 1993 года, ее роли как нормативно-правового акта, а так же ее понятие, сущность и правовые особенности как Основного закона Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Понятие конституции 5
Глава 2. Сущность конституции 11
Глава 3. Юридические свойства конституции 16
Заключение 22
Библиография: 25
Марксистско-ленинская теория, которая более семи десятилетий являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а исключительно волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности11.
Общедемократическая теория определяющей сущностью Конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие12.
В конституционной теории и
практике доминирующей
Необходимо также отметить, что сущность Конституции проявляется через ее функции, к числу которых следует отнести:
Учредительная функция Конституции РФ заключается в ее назначении как учредительного акта, закрепляющего наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Предметом конституционного регулирования определяют государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. В законодательстве есть множество актов, более объемных, чем Конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования, как она. Отношения, учреждаемые названными актами, производны от отношений, учреждаемых Конституцией. Поэтому, как пишет в своем учебнике В.Г. Стрекозов, Конституцию можно охарактеризовать как первичный учредительный акт.
Утвержденные Конституцией основополагающие устои общества и государства, принципы и институты регулируются посредством закрепления Основным Законом государства прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов и мер принуждения. Конституция обязана обеспечивать как положительное (провозглашение прав и свобод, распределение обязанностей и полномочий), так и охранительное регулирование, то есть определять запреты и возможные меры государственного принуждения. Особенность регулятивной функции Конституции, в отличие от регулирующего действия иных актов, состоит лишь в самом предмете регулирования: отношениях по отправлению верховной государственной власти, ограничению государственной власти и обеспечению автономного статуса индивидов в обществе.
Конституция призвана обеспечивать устойчивость общества. Эта ее функция проявляется в том, что путем провозглашения многонационального народа Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в стране (ч. 1 ст. 3), а также определения Российской Федерации как социального (ч. 1 ст. 7) и светского (ч. 1 ст. 14) государства, признающего принципы идеологического и политического плюрализма (ч. 1, 2, 3 ст. 13), Конституция утверждает единство народа, проживающего на территории Российской Федерации, равенство ее этносов, запрет на разжигание социальной, национальной, расовой и религиозной розни. В идеале Конституция является средством обеспечения многолетней преемственности поколений в обществе, а значит — сила, которая наряду с государством, религией и языком формирует народ, превращает его из объекта манипуляций в субъект истории, знающий свои исторические корни, держащийся за них, способный на сознательный выбор собственного пути. Конституция, пережившая несколько людских поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которую им не дано менять и которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач. Конституция призвана решать проблему соотношения в обществе традиций и модернизации, культурно-исторической (в самом широком смысле) преемственности и регулирования социально-экономической, политической, духовной жизни общества. Это заметно усиливает действенность Конституции как Основного Закона государства.16
Духовно-мировоззренческая функция Конституции РФ во многом определяется свободой выбора из многообразия идеологических взглядов систем индивидуальных, групповых, классовых воззрений на отношения людей друг к другу, власти, установок по сохранению, изменению существующего общественного порядка, исходя из соответствующих интересов. Конституция выражает моральные установки, господствующие в обществе. С помощью Конституции происходит толкование языком права распространенных в обществе культурных ценностей: национальных, религиозных, этических, др. Конституция отвечает за юридическое освящение названных ценностей, придание им статуса непреложных начал.
Конституция — основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает несовершенства отдельных разделов законодательства, различных отраслей права. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя, правоприменителей и иных субъектов права. Конституция любого государства — это своеобразный инструмент, с помощью которого выявляются и разрешаются внутриправовые противоречия, а значит усиливается системность права.
Сущность
Конституции РФ прямо зависит
от ее трактовки как основного
закона государства, обладающего высшей
юридической силой, закрепляющего
и регулирующего базовые
Основные юридические свойства Конституции РФ — ее правовые особенности, отличающие Основной Закон государства от иных нормативно-правовых актов. К числу таких особенностей в первую очередь относят ее легитимность, то есть определение Конституции как акта, принимаемого народом или от имени народа). Кроме того Основной Закон РФ обладает такими свойствами как верховенство; прямое действие; стабильность; особый порядок принятия, изменения, внесения поправок; учредительный характер конституционных норм; программность; наличие базовых принципов, отражающих реальную правовую действительность.
I. Верховенство:
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия приоритет отдается нормам Конституции. В содержании верховенства можно выделить три составные части: 1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; 2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; 3) следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами. Следование выражает творческую направленность действий по воплощению потенциала конституции как верховного документа государства, общества и личности.
Гарантиями обеспечения верховенства Конституции РФ выступают:
1.Конституционный
контроль, который осуществляется
Конституционным Судом РФ, основные
полномочия которого
2.Право
Президента РФ отменять акты
Правительства РФ в случае
их противоречия Основному
3.В
качестве гарантии обеспечения
верховенства российской
II. Прямое действие:
Конституция имеет прямое действие согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ. Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.
III. Стабильность:
Конституция является актом долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного развития общества на основе компромисса и обеспечение единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, конкретизации отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течении длительного времени, однако должна сочетаться с ее динамизмом. Но изменения не должны быть частыми, так как это может привести на нет сам принцип стабильности. Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
IV. Особый порядок принятия, изменения, внесения поправок:
Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и внесения дополнений. Применительно к порядку принятия Конституции он заключается, во-первых, в том, что для разработки проекта Конституции создается специальная Конституционная комиссия, от участников которой требуется высокая степень квалификации в самых разных отраслях знаний, прежде всего юриспруденции, практический опыт, юридические и законодательные навыки. Во-вторых, особый порядок принятия Конституции заключается в возможности вынесения ее проекта на всенародное голосование (референдум) либо в утверждении ее специально создаваемым органом типа Учредительного собрания — Конституционным Собранием. Само принятие конституции проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Первоначальные проекты конституций публикуются на страницах газет с большим тиражом и издаются отдельными брошюрами.
Особый порядок внесения изменений и дополнений к Конституции предусмотрен в главе 9 — специально усложненная процедура внесения и принятия предложений о пересмотре или изменении различных частей Конституции требуется для правомерного соблюдения интересов большинства субъектов федерации, выраженное в обязательности утверждения таких изменений путем принятия соответствующих законов представительными органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесения поправок; включение названия нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции.
Положения главы 1, 2, 9, в соответствии со статьей 135 Конституции изменяются в наиболее затрудненном порядке, так как внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Данные нормы глав Конституции составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма главы 1, 2, 9, находиться в системной связи с другими конституционными положениями. Поэтому даже незначительное изменение может привести к тому, что придется заново пересматривать содержание конституционного текста в целом.
Поправки к главе 3-8, в соответствии со статьей 136 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для Федерального Конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Федерации.
Информация о работе Понятие, сущность и юридические свойства Конституции РФ