Понятие правового воздействия на общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
изучение системы элементов механизма правового регулирования.

Содержание

Введение.
Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения.
Стадии, элементы правового регулирования.
Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия.
Эффективность правового регулирования.
Заключение.
Приложения.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей  - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:

1.       соблюдении;

2.       исполнении;

3.       использовании.

    При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом  свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению23.

    При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.

    При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

    Анализ  перечисленных форм реализации позволяет  выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.

    Пятая стадия – является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения24. 
 

3. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия.

    Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:

    Существует  концепция "государства - ночного  сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.

    Если  же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.

    В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового  регулирования:

    В сферу правового регулирования  должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:

а) это  отношения, в которых заключены  как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;

б) в  этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;

в) эти  отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;

г) эти  отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:

    Отношения людей по обмену ценностями (материальными  и нематериальными).

    Отношения по властному управлению обществом.

    Отношения по обеспечению правопорядка.

    Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования.

    Определяется  верхняя и нижняя граница. Верхняя  граница - возможный предел правового  регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества25. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Эффективность механизма  правового регулирования.

    Под эффективностью правового регулирования  подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью26. Целями механизма правового регулирования являются следующие:

    Во  – первых это совершенствование  правотворчества. В этом процессе в  правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.

    Необходимо  создать такое положение, с помощью  юридических и информационно-психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому процессу.

    Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование правоприменения, которая дополняет действенность  механизма правового регулирования.

    За  счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов.

    Функционирование  нормативного регулирования и правоприменения  вместе просто необходимо, так как  взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм, а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства, представляющие разные виды правового регулирования, который дает управленческому процессу дополнительные возможности.

    Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации права, торможению правового эффекта.

    Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма  правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка27.

    Главным ориентиром развития и совершенствования  элементов механизма правового регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его правового статуса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Завершая  свою работу “механизм правового  воздействия на общественные отношения”, можно сделать немаловажные выводы.

    Право своим существованием оказывает  огромное влияние на поведение людей. Представляя собой культурную и информационную ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.

    Наличие правового воздействия дает возможность  посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.

    Механизм  правового воздействия призван  осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества.

    На  современном этапе исследования механизма правового воздействия, когда накоплен в значительном объеме новый материал,  назрела необходимость, как мы думаем, нового видения механизма правового регулирования – в виде «объемного» явления. Такого явления, которое имеет несколько срезов, уровней и в котором средства правового регулирования выстраиваются не только линейно (что характерно для главных звеньев), но и в нескольких плоскостях. С данной точки зрения  механизм правового регулирования можно подразделить на такие компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права, механизм государственного принуждения, где охранительную направленность выполняет механизм процессуального регулирования.

    Хотелось  бы также отметить, что вопрос о  механизме правового регулирования является важным и довольно дискуссионным в правовой науке. Как мы смогли убедиться, каждый из известных правоведов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть постоянно ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования, осуществлению законных стремлений личности, упорядочению её правового статуса.

    В любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма  правового регулирования, включая  совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания.

    Изучение  механизма правового регулирования  играет важную роль в понимании каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всех юридических средств в комплексе. Значение единства и взаимодействия в механизме правового регулирования весьма существенно для укрепления правовой основы государственной и общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 
ЭЛЕМЕНТЫ  ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 
ЭЛЕМЕНТЫ  МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы. 

  1. Конституция Российской Федерации. М., Инфра –  М., 2003.
  2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Наука, 1966.
  3. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. - М.: Юрид. лит., 1982.
  4. Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. - Н. Новгород: : Нижегородск. юрид. ин-т, 1997.
  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Москва, 2002 г. Т. 2. С. 391.
  6. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М.: Юрид. лит., 1972. – 417 с.
  7. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, испр. и доп. - М.: Юристъ, 1995.
  8. Коренев А. П. Административное право России. : «Статут», 2000.
  9. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрист, 2002 г.
  10. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2004.
  11. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004.
  12. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Былина, 2000.
  13. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон и право, 2000.
  14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
  15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М.: Экзамен, 1995.
  16. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских отношений. М.: Госполитиздат 1961.

Информация о работе Понятие правового воздействия на общественные отношения