Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма правового регулирования общественных отношений и его основных элементов.
Указанная цель обусловливает постановку следующих задач:
анализ существующих в юриспруденции подходов к определению правового регулирования;
изучение соотношения понятия правового регулирования с понятиями регулирования правом, действия права и правового воздействия;
исследование основных подходов к определению понятия механизма правового регулирования общественных отношений;
изучение системы элементов механизма правового регулирования.
Введение.
Понятие механизма правового воздействия на общественные отношения.
Стадии, элементы правового регулирования.
Правовые стимулы и ограничения в механизме правового воздействия.
Эффективность правового регулирования.
Заключение.
Приложения.
Список использованной литературы.
Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:
1. соблюдении;
2. исполнении;
3. использовании.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению23.
При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.
При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выделить общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.
Пятая
стадия – является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная
форма реализации права не удается и когда
на помощь неудовлетворенному интересу
должна прийти соответствующая правоприменительная
деятельность. Возникновение правоприменения
в этом случае уже связывается с обстоятельствами
негативного характера, выражающимися
в наличии либо реальной опасности, правонарушения
либо прямого правонарушения24.
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:
Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.
Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования:
В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками:
а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества, так и интересы общесоциальные;
б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;
в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил;
г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:
Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).
Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка.
Сфера
правового регулирования
Определяется
верхняя и нижняя граница. Верхняя
граница - возможный предел правового
регулирования. Нижняя граница - определяется
важностью общественных отношений для
государства и общества25.
4. Эффективность механизма правового регулирования.
Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью26. Целями механизма правового регулирования являются следующие:
Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут функционировать.
Необходимо
создать такое положение, с помощью
юридических и информационно-
Следующей,
не менее значительной, целью является
совершенствование
За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения интересов.
Функционирование
нормативного регулирования и
Наилучшее
сочетание различных
Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления законности и правопорядка27.
Главным
ориентиром развития и совершенствования
элементов механизма правового регулирования
являются интересы человека. Механизм
правового регулирования должен постоянно
быть социально ценным по своему характеру,
создавать благоприятные условия для
реализации законных целей личности, упрочению
его правового статуса.
Завершая свою работу “механизм правового воздействия на общественные отношения”, можно сделать немаловажные выводы.
Право своим существованием оказывает огромное влияние на поведение людей. Представляя собой культурную и информационную ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводя ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений.
Наличие правового воздействия дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств воздействовать на общественные отношения в целях их упорядочения, развития и защиты.
Механизм правового воздействия призван осуществлять с помощью правовых средств упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Названный механизм просто необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и непременного условия нормальной жизни цивилизованного общества.
На
современном этапе исследования
механизма правового
Хотелось
бы также отметить, что вопрос о
механизме правового
В
любом обществе ставится задача обеспечить
высокую эффективность
Изучение
механизма правового
Список
используемой литературы.
Информация о работе Понятие правового воздействия на общественные отношения