Понятие правотворчества ,его принципы и способы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Право выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Известно, что внешней формой выражения права является законодательство, которое во все времена люди пытались совершенствовать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общее понятие правотворчества…………………………………………………………5

Глава 2.Принципы и виды правотворчества……………………………………………………..8

§1.Принципы правотворчества………………………………………………………………………..12

§2.Виды правотворчества…………………………………………………………………….

Глава 3. Способы правотворчества……………………………………………

Заключение ………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….

Работа содержит 1 файл

теория гос. и право доделать.docx

— 36.16 Кб (Скачать)

Разумеется ,подзаконное правотворчество имеет  как положительные ,так и отрицательные  стороны. К достоинствам его относятся  оперативность ;гибкость и меньшая  формальность ; компетентность соответствующих  органов  , их знание местных и  иных условий , увеличивающих эффективность  принятого юридического решения.  К недостаткам подзаконного правотворчества  можно отнести закрытость процесса принятия правового решения , сложность  обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов , отсутствие контроля общества за правотворческой  работой бюрократии и др.  Особый вид правотворчества ,примыкающий  к подзаконному правотворчеству , - правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных  юридических лиц.1

________________________

1 Текст . Авторы:Алексеев С.С. и АрхиповС.И..Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФА .М,1998. 
 

Глава 3. Способы правотворчества.

Правотворчество - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, направленная на издание, изменение  или отмену норм права. Можно выделить два основных способа правотворчества:

а) санкционирование государственной властью норм, которые  сложились, реально существуют в  виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями  данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными  организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые  обыкновения, договорные принципы и  прецеденты и др.);

б) прямая правоустановительная деятельность государственных  органов, выраженная в правотворческих  решениях и закрепленная в юридических  нормативных актах, которым юридическая  система придает значение формы  писаного права. 
 
 
 
 
 
 

________________________

1 Текст . Авторы:Алексеев С.С. и АрхиповС.И..Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФА .М,1998.

Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями.Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии.Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании контракта.2. В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство.3. Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения.Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа.Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права. В законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа.

Вторая  стадия - обсуждение проекта в правотворческом  органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается  доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет голосование). При третьем  чтении окончательно согласовываются  все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта .Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее установленного особого большинства (например, в российской Государственной Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа депутатов).Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его.Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета".1 
 
 
 
 

Заключение.

В заключение данной курсовой работы можно подвести следующие итоги :

Правотворчество это одно из важных направлений работы любого государства . Это специфическая ,требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность , связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм . По результатам правотворческой работы- законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом ,степени его демократичности ,цивилизованности , культурности. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законно-творческих ошибок ,снижает вероятность создания неэффективных правовых норм ,способствует  росту правовой культуры населения и юридических лиц . В курсовой раскрыты понятия принципов правотворчества : принцип законности, принцип научности , принцип использования правового опыта, принцип демократизма ,связь с практикой. Так же раскрыты понятия видов правотворчества. Выделяют два основных способа правотворчества:

а) санкционирование государственной властью норм, которые  сложились, реально существуют в  виде фактического обычая, либо в виде нормативных положений, вырабатываемых негосударственными образованиями  данной политической системы (например, церковными учреждениями, общественными  организациями) или складывающихся в частноправовой сфере (обычаи, деловые  обыкновения, договорные принципы и  прецеденты и др.);

б) прямая правоустановительная деятельность государственных  органов, выраженная в правотворческих  решениях и закрепленная в юридических  нормативных актах, которым юридическая  система придает значение формы  писаного права. 

Список  использованной литературы.

1)Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

2)Алексеев С.С. и АрхиповС.И..Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФА .М,1998.-570с.

3)Белов А.П.Теория государства и права //Учебник для юридических вузов и факультетов .-М.:Издательская группа БЕК, 1994. – 328с.

4)Бондаренко Н.Л.Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов .-М.:Издательская группа «Дашков и Ко»,2000.-696 с.

Информация о работе Понятие правотворчества ,его принципы и способы