Понятие правотворчества ,его принципы и способы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Право выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Известно, что внешней формой выражения права является законодательство, которое во все времена люди пытались совершенствовать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общее понятие правотворчества…………………………………………………………5

Глава 2.Принципы и виды правотворчества……………………………………………………..8

§1.Принципы правотворчества………………………………………………………………………..12

§2.Виды правотворчества…………………………………………………………………….

Глава 3. Способы правотворчества……………………………………………

Заключение ………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….

Работа содержит 1 файл

теория гос. и право доделать.docx

— 36.16 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра  государственно-правовых дисциплин 
 

Курсовая  работа

По дисциплине : Теория государства и права.

На тему : Понятие правотворчества ,его принципы и способы. 
 

Выполнил : студент  учебной

 группы  курса 

Проверил:  

                  Дата  защиты   _____________________________

                  Оценка __________________________________

                  __________________________________ 
                   

Ижевск 2011г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общее  понятие правотворчества…………………………………………………………5

Глава 2.Принципы и виды правотворчества……………………………………………………..8

§1.Принципы правотворчества………………………………………………………………………..12

§2.Виды правотворчества…………………………………………………………………….

Глава 3. Способы  правотворчества……………………………………………

Заключение  ………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Как известно жизнь общества и государства  требует упорядоченности  и стабильности. Без правил поведения нельзя наладить совместное существование и деятельность людей. Право выступает официально установленным сводом формализованных норм общественного поведения. Известно, что внешней формой выражения права является законодательство, которое во все времена люди пытались совершенствовать. Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований , предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.1 Актуальность данной курсовой работы заключается в том , что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая ,требующая особых ,знаний и умений интеллектуальная деятельность ,связанная  с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой  работы – законам и иным нормативным актам, судят о государстве в целом , степени его демократичности ,цивилизованности , культурности. В самом широком смысле правотворчество – это деятельность, направленная на создание правовых норм. Исторически она осуществляется различными субъектами : социальными группами , людьми , проживающими на определенной территории , общественными объединениями и организациями ,государством ( политически –организованным обществом ), его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных  органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в отечественной юридической науке и литературе ,чаще всего  понимается как деятельность органов государства , направленная на создание правовых норм.1 Целью данной курсовой работы является определение понятия правотворчества , его принципов и способов. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи : изучить общее понятие правотворчества , рассмотреть его способы и принципы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________

1Авторы:Алексеев С.С. и АрхиповС.И..Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФА .М,1998.-570с.

Глава 1. Общее понятие правотворчества.

Правотворчество-это  одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом , степени его демократичности , цивилизованности ,культурности. Человеческое общество всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях , в такой деятельности органов государства , в результате которой создаются нормы права ,правила поведения граждан и организаций . Повышение качества правовых решений ,снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов – постоянная задача законодателя . Именно этим объясняется теоретическое  и практическое значение изучения проблем ,связанных с процессом создания норм права. «Потребителями» законов являются люди , общество , и нельзя допускать принятия поспешных ,непродуманных правовых решений ,ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты ,нарушение интересов граждан . Можно привести немалое число фактов из отечественной истории , когда наша экономика , социальная и духовная сферы пострадали от непродуманных ,научно не обоснованных и грубых правовых решений . Чего , например , стоили признание «тунеядцами»лиц ,занимающихся творческой или иной индивидуальной деятельностью ,или знаменитый Перечень №1 категорий работников ,трудовые споры которых разрешались вышестоящими организациями , но никак не судом !Мировая история права тоже не свободна от ошибок законодателя . Достаточно привести факт законодательного запрещения в США в период «великой депрессии»производства и потребления спиртного ,что вызвало рост контрабанды , мафии и преступности в целом. Может создаться впечатление ,что знание основ правотворчества полезно только тем ,кто его осуществляет ,- депутатам парламента ,членам правительства и т.д. Однако это не так ,ибо создание правовых норм – удел государственных органов любых уровней – от высших до местных. Поэтому юристы ,выпускники юридических вузов должны во всех тонкостях знать теорию и практику правотворческой работы. Осуществляя властные полномочия ,государство использует разные приемы и методы руководства – оперативное управление ,правосудие , надзор и контроль ,но эти направления деятельности государства не порождают норм права ,хотя и осуществляются на его основе. Следует иметь в виду ,что правотворчество не особая функция государства ,а правовая форма ,правовая «оболочка»государственной деятельности . Например , парламент утверждает государственный бюджет . Рассматривая его по существу ,анализируя все статьи доходов и расходов страны ,он завершает процесс принятием закона о государственном бюджете . Таким образом , «акт правотворчества»имеет два значения. Это деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности , выражающийся в виде юридического документа ,закона и пр. Одна из важнейших характеристик правотворчества заключается в том ,что это государственная деятельность ,т.е. деятельность главным образом органов государства . Они принимают ,создают нормы права ,обязательные для тех ,кому они адресованы . Но иногда право создается по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной правовой системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде)или суда (в англосаксонской правовой системе). Смысл и значение правотворчества состоят в том , чтобы избрать такой вариант регулирования , юридической регламентации ,который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя , способствовал прогрессу общества . При этом требуются учет закономерностей развития общества , благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона ,а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон , указ , постановление , билль , статут , регламент и пр. ). Государство ведет свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенденций общественного развития . Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно значимая проблема ,острая социальная ситуация ,нерешенный вопрос ,имеющий значение для большого числа людей ,для государства в целом . Искусство законодателя в том и состоит ,чтобы, во-первых , вовремя , а , во-вторых ,точно ,адекватными правовыми средствами отреагировать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации . История права знает большое число как удачных нормативно правовых решений (Французский   гражданский кодекс 1804 г., действовавший почти два столетия ), так и решений ошибочных ,поспешных (в 1927 г. Турция заимствовала Швейцарский гражданский кодекс ,которым ,в частности , устранялось многоженство. Мусульманское население Турции  было не готово к этому ,что и вызвало сопротивление многих слоев турецкого общества ). Главная роль в определении времени принятия ,содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке. Именно наука обладает таким научно – познавательным инструментарием ,который позволяет почти безошибочно выявлять проблемы общественного развития и юридические средства их решения . Конечно ,уровень развития того или иного государства влияет на содержание принимаемых законов . Если для США актуальной является борьба за безопасность на автострадах ,а также за чистую окружающую среду ,то в России во главе угла находятся защита прав человека , борьба с мафией и преступностью ,вопросы федеративного устройства и т. д. 1 

___________________________

1Текст Авторы:Алексеев С.С. и АрхиповС.И..Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФА .М,1998.-570с.

 

Глава 2.Принципы и виды правотворчества.

§1. Принципы правотворчества.

Правотворчество – очень значимое направление государственной работы ,в связи с чем оно должно строиться на рациональных ,прагматических ,лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах ,основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического характера ,его разработка в теории права положительным образом влияет на практику создания юридических нормативных документов. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законно-творческих ошибок ,снижает вероятность создания неэффективных правовых норм ,способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак , принципы правотворчества –это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Рассмотрим наиболее важные из них. Принцип законности заключается в том ,что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. К этому принципу примыкает требование соответствия нормативных актов конституции страны и действующему законодательству. Принцип научности гласит о том ,что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук. Несомненно , что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное значение для успеха законотворческой работы. Ученые играют важную роль на всех этапах подготовки закона – от разработки концепции законопроекта ,выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например ,через социологические исследования ,наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны).Принцип использования правового опыта подразумевает ,что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. Это имеет особо важное значение в конце XXв. –века свободного перемещения информационных потоков. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововведения ,не известные юридической науке и практике. Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа . Всенародное голосование (референдум)-один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации . Однако всенародное голосование –достаточно дорогая процедура ,в силу чего наиболее часто она применяется в небольших государствах ,где не требует привлечения больших сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества являются гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика , предложение альтернативных вариантов и т. д. Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы ,ориентироваться на практику применения уже действующих законов ,своевременно устранять пробелы в праве , воспринимать все лучшее , что предлагается правоприменительными органами. 1 
 
 
 
 

________________________

1 Текст . Авторы:Алексеев С.С. и АрхиповС.И..Теория государства и права//Учебник для юридических вузов и факультетов.-М.:Издательская группа НОРМА-ИНФА .М,1998.-570с. 

В современном  цивилизованном государстве правотворческая  деятельность должна исходить из определенных принципов, основных идей, организационных  начал, обусловливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности . Принципы раскрытые в книге Теория государства и права .Автор Белов А.П, 1994. – 328с.

1)Законность. Этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.

2)Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.

3)Демократизм. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума в нашей стране была принята Конституция России.

4)Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.

5)Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.

6)Планирование. В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями , учесть их планы научно-исследовательской работы.1

________________

1Текст Автор Белов А.П.Теория государства и права //Учебник для юридических вузов и факультетов .-М.:Издательская группа БЕК, 1994. – 328с.

§2.Виды  правотворчества.

Традиционно в отечественной теории права  выделяют три вида правотворчества : 1) правотворчество компетентных государственных  органов ;2) «непосредственное правотворчество  народа» (референдум) ; 3) санкционирование норм ,при котором процесс их создания проходит вне государственных органов. Думается ,здесь целесообразно рассмотреть  виды правотворчества ,которые характеризуют  особенности юридической природы  процесса создания норм права различными органами государства. Правотворчество (законотворчество)высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов  отличается следующими особенностями :

1)ограниченным  кругом субъектов законодательной  инициативы ;

2)строгой  процедурой прохождения проекта  в парламенте ; 3)последовательной  сменой стадий правотворчества  ; 4) множественностью средств юридического  реагирования , находящихся в распоряжении  законодателя ;5) обусловленностью юридического  содержания правотворческого акта  кругом регулируемых отношений  . Подзаконное правотворчество. Оно  имеет место в случаях , когда  нормы права принимаются и  вводятся в действие органами  государства ,не относящимися  к его высшим представительным  органам . Акты подзаконного правотворчества  необходимы для обеспечения применения  закона. К субъектам  подзаконного  правотворчества относятся : президент  ,правительство ,иные высшие органы  государства ,обладающие по закону  правом создания юридических  норм и нормативных актов. Основная  причина существования этого  вида правотворчества заключается  в сложности вопросов ,которые  должны решать органы государства  . Парламент не всегда достаточно  компетентен , чтобы принять к  своему рассмотрению какой –  либо сложный технический вопрос , требующий усилий специалистов, а кроме того , не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом . Есть ситуация , когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень , как того требуют нормы , регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.  Другая причина наличия подзаконного правотворчества заключается в том , что парламент часто испытывает дефицит времени , который не позволяет принять соответствующее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Тенденция увеличения подзаконного нормотворчества наблюдается во всех странах . По подсчетам разных исследователей ,на 10 законов ,принятых парламентом , приходится от 100  до 140 нормативных актов правительства.

Информация о работе Понятие правотворчества ,его принципы и способы