Понятие правообразования и правотворчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:46, реферат

Описание работы

Тема правотворчества является весьма популярной в современной правовой науке. Можно отметить достаточно большое количество трудов, посвященных правотворчеству. Однако, в юридической литературе пока не сложилось единого мнения по вопросу о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «правотворчество».

Работа содержит 1 файл

правотворчество.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Лазарев В.В. и Липень С.В. считают, что основная классификация проводится в зависимости от субъектов правотворчества, и соответственно выделяют: правотворческую деятельность компетентных государственных органов; непосредственное правотворчество народа в ходе референдума; правотворческую деятельность общественных организаций (санкционированное и делегированное правотворчество)[15].

Комаров С.А. и Малько А.В. в зависимости от субъектов правотворчества подразделяют его на такие виды, как непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; правотворчество государственных органов; правотворчество отдельных должностных лиц; правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество; правотворчество общественных организаций. По их же мнению в зависимости от значимости правотворчество делится на законотворчество; делегированное правотворчество; подзаконное правотворчество[16].

Наиболее полная классификация предложена в учебнике по теории государства и права В.В. Оксамытного. Ученый считает, что виды правотворчества можно выделить по следующим основаниям: по кругу субъектов правотворчества; по характеру правотворческих полномочий; по значимости принимаемых актов[17].

Субъект правотворчества – это орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена конституционным или законодательным статусом[18]. Именно данный субъект может выступить с инициативой подготовки и принятия правового акта, либо реагировать на правотворческую инициативу других субъектов. Рассмотрение предложений последних является либо обязательным, согласно конституционным и иным правилам взаимоотношений органов, либо рекомендательным. Если круг субъектов правотворчества строго определен, то круг субъектов правотворческой инициативы более широкий и, как правило, регулируется лишь частично. Тема самым стимулируется участие в правотворчестве граждан, их общественных объединений, локальных органов и других.

Следует отметить, что правотворческие процессы ориентированы на строго определенные виды правовых актов как цели их деятельности, как легальные рамки правоформирующих действий, как границы, отделяющие создаваемый акт от других актов. Для этих целей служат положения конституций, устанавливающие систему, виды, признаки правовых актов и их соотношение между собой.

Для более обстоятельного рассмотрения вопросов о субъектах правотворчества необходимо отметить, что большой пласт в общей системе правотворчества занимает подзаконное правотворчество Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти. Оно сообразуется с положениями законов. Подзаконное правотворчество является более оперативным по целям подготовки и принятия актов ввиду своей очевидной динамичности. Поэтому каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

Президент Российской Федерации издает указы нормативного характера по вопросам исполнения законов. Распоряжения издаются Президентом по вопросам организации его аппарата, а также по другим организационным или оперативным вопросам, не имеющим общего значения[19].

Правительство Российской Федерации издает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией, другими законами к его компетенции. В форме постановлений выпускаются решения федерального Правительства, имеющие нормативный характер[20].

Федеральные органы исполнительной власти в пределах их полномочий готовят нормативные акты соответственно в форме приказов и постановлений на основе и во исполнение Конституции, законов и иных решений законодательного органа, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства.

Как отмечает Ю.А.Тихомиров, в широком смысле субъектом правотворчества является и местное самоуправление. Особенностью правотворчества органов местного самоуправления является их двойное участие в этом процессе[21]. С одной стороны местное самоуправление принимает участие в государственном правотворчестве в тех или иных формах, а с другой стороны осуществляет и собственное правотворчество. Ввиду отдаленности местного самоуправления от государственной власти формируемое муниципальное право состоит как бы из двух «слоев»: норм законов и иных нормативных актов, принятых органами государственной власти; и норма саморегуляции (уставы местного самоуправления. Решения сельских сходов, местных референдумов и т.п.).

Особого внимания при рассмотрении вопросов о субъектах правотворчества заслуживает порядок прямого, непосредственного принятия правовых актов в процессе референдума. Сущностными признаками прямого правотворчества такого рода являются:

а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности);

б) в референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником конституции, закона или иного решения;

в) итоги референдума (народного голосования) являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;

г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели – обеспечить полное и свободное народное волеизъявление.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении субъектов и участников правотворческой деятельности. В юридической науке он является дискуссионным. Суть проблемы состоит в том, что не все лица, участвующие в разработке и принятии нормативного правового акта, являются субъектами этой деятельности. Так, например, секретариат законодательного органа выполняет работу по регистрации законопроектов и комплекта документов, организации всего документооборота, связанного с прохождением законопроекта, тем самым участвует в процессе правотворчества, но не является его субъектом. Специалисты различного профиля привлекаются к работе над концепцией законопроекта, участвуют в проведении экспертизы текста законопроекта, но они не обладают государственно-властными полномочиями, играют вспомогательную роль, а потому являются не субъектами, а участниками правотворческого процесса.

Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание правотворчества.

Правотворческая процедура как достаточно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).

Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Стадия реализации права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции РФ[22].

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта ненужные положения.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятельности высших органов государственной власти.

4. Стадия официального опубликования закона.

Правотворчество — одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворчества, т.е. по нормативным правовым актам, в том числе по законам, судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.


Список литературы:

 

1.                   Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 25.12.1993.

2.                   Алексеев С.С. Теория права.—М.: Издательство БЕК, 1995. 320 с.

3.                   Богмацера Э.В Правообразовательный процесс и роль в нём судебной практики: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2007г.-25с.

4.                   Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2000. – 528 с.

5.                   Дробязко С. Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. — Минск, 2005. - 464 с.

6.                   Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА., 1999. – 448 с.

7.                   Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Спарк», 1998. – 448 с.

8.                   Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.,  2001. – 660 с.

9.                   Мурашко Л. О. Проблемы правообразования в Республике Беларусь (в свете различения права и закона) // http://www.info-pressa.com/article-342.html

10.              Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Под ред. проф. Марченко М.Н. т. 2. Теория права. – М.: Зерцало, 1998. – 456 с.

11.              Общая теория государства и права: Учебник / Под ред В.В. Лазарева. – М., 2000. – 520 с.

12.              Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – 563 с.

13.              Протасов В.Н. «Теория права и государства Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы» М.: Новый Юрист, 1999 (Серия «Подготовка к экзамену» // http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/19.htm

14.              Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.



[1] Теория государства и права / Отв. ред. Н.Г. Александров. – М., 1994. – с. 482.

[2] Общая теория государства и права: Учебник / Под ред В.В. Лазарева. – М., 2000. – с. 181.

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2000. – с. 410

[4] В.Н. Протасов «Теория права и государства Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы» М.: Новый Юрист, 1999 (Серия «Подготовка к экзамену» // http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/19.htm - дата последнего посещения 10.12.2011г.

[5] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.,  2001. – с. 660.

[6] Алексеев С.С. Теория права.—М.: Издательство БЕК, 1995. с.110.

[7] Мурашко Л. О. Проблемы правообразования в Республике Беларусь (в свете различения права и закона) // http://www.info-pressa.com/article-342.html - дата последнего посещения 10.12.2011г.

[8] Дробязко С. Г. Общая теория права : учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. — Минск, 2005. - с. 218.

[9] В.Н. Протасов «Теория права и государства Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы» М.: Новый Юрист, 1999 ( Серия «Подготовка к экзамену» // http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/19.htm - дата последнего посещения 10.12.2011г.

[10] Алексеев С.С. Теория права.—М.: Издательство БЕК, 1995. с.110

[11]  Богмацера Э.В Правообразовательный процесс и роль в нём судебной практики: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2007г.- с.3.

[12] Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — с. 319.

[13] Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — с. 320

[14] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах./ Под ред. проф. Марченко М.Н. т. 2. Теория права. – М.: Зерцало, 1998. – с. 164.

[15] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Спарк», 1998. – с.242.

[16] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий курс для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА., 1999. – с.320.

[17] Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004 – с.376.

[18] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. – с.163.

[19] Статья  90 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 25.12.1993

[20] Там же ст.115

[21] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред.проф. М.Н.Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство Зерцало, 1998. – с.167

[22] Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 25.12.1993


Информация о работе Понятие правообразования и правотворчества