Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:46, реферат
Тема правотворчества является весьма популярной в современной правовой науке. Можно отметить достаточно большое количество трудов, посвященных правотворчеству. Однако, в юридической литературе пока не сложилось единого мнения по вопросу о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «правотворчество».
Понятие правообразования и правотворчества. Их соотношения. Субъекты правотворчества, его цели и содержания. виды и принципы правотворчества.
Тема правотворчества является весьма популярной в современной правовой науке. Можно отметить достаточно большое количество трудов, посвященных правотворчеству. Однако, в юридической литературе пока не сложилось единого мнения по вопросу о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «правотворчество».
Так, по мнению одних авторов, правотворчество – это форма государственного руководства обществом, «…выражающаяся в издании нормативных актов…»[1], других – «…это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон»[2], третьих - «правотворчество представляет собой деятельность правотворческих органов по подготовке и принятию нормативно-правовых актов либо решений об отмене или изменении действующих норм права»[3].
Профессор Протасов В.Н. считает, что под «правотворчеством» в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием - юридическими нормами[4].
Иную сущность вкладывает в понятие «правотворчество» Марченко М.Н. указывая - «по своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформление в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общеобязательного характера»[5].
Такая неоднозначность в определении понятия говорит о том, что правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу, поскольку правотворчество всегда связано с государством.
Учитывая государственный характер правотворческой деятельности, необходимо различать правотворчество в собственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие – правообразование (или формирование права).
Правообразование - это процесс формирования и оформления юридической нормы. Он очень сложен и многогранен.
Формирование права (правообразование) по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый характер. Начальная ступень правообразования — возникновение объективно обусловленной экономической, социально-политической, нравственной или иной общественной потребности в юридическом регулировании соответствующих отношений[6]. Данной позиции придерживается Мурашко Л.О., указывая, что на начальном этапе формирования правовой нормы можно увидеть возникновение объективно обусловленной экономической, политической или иной общественной потребности в правовом регулировании общественных отношений; далее — осознание и осмысление данной потребности, «вызревание» идеи права; в последующем — выражение этой идеи в государственной воле, деятельности специально уполномоченных субъектов. Такой подход к явлению правообразования носит широкий характер[7]. Белорусский теоретик права, профессор С. Дробязко[8], выделяет три уровня в процессе формирования правовых норм: правообразование (действуют объективные силы природы и общества, влияющие на правосознание; организационный фактор отсутствует, стихийное право «снизу», усилиями индивидов и их объединений на основе саморегуляции общества); правотворчество (выражается в деятельности государственных структур, когда на основе научно-теоретического и профессионально-юридического правосознания подготавливаются проекты соответствующих источников права); правоустановление (объективация источника права в соответствие с процедурой).
Необходимо подчеркнуть, что уже с весьма ранних ступеней развития процесс правообразования приобретает целеустремленный, целенаправленный характер. Объективно обусловленные потребности правового регулирования опосредуются различными общественными интересами, а последние выражаются как в политических решениях партий, иных политических образований, так и в складывающемся мнении различных общественных институтов, а также решениях государственных органов. Представляется, что данные объективные общественные отношения обуславливают процессы правотворчества.
С указанной позицией стоит согласиться. Дело в том, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому правы те авторы, которые рассматривают «правотворчество» как завершающую стадию процесса правообразования[9].
Данной позиции придерживается и профессор С.С. Алексеев обоснованно говорит о том, что «правотворчество, в принципе, начинается тогда, когда потребности общественного развития определились, непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные органы[10]
Правообразование – сложный социальный процесс, составная часть правовой действительности. В нём действуют различные факторы, одним из которых является и судебная практика[11].
Ряд ученых придерживаются мнения, что правотворчество – это часть правообразования.
Правообразование[12] — все формы и средства возникновения, развития и изменения права, в том числе и Правотворчество.
Правотворчество — понятие более узкое, чем Правообразование, оно — часть правообразования, его самостоятельная и решающая стадия (высший уровень). Инициативу, предложение о необходимости принятия того или иного закона нельзя считать правотворчеством, хотя с инициативы может начаться Правотворчество. Обсуждение проекта конституции населением — это не Правотворчество, но может привести к нему.
Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что творчество права осуществляется государственными органами или с их санкционирования, разрешения.
Правотворчество — прежде всего форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления меры свободы и справедливости, включающая в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоотношений, возникающих в гражданском обществе, и направленная на создание нормативно-правового акта.
Правообразование — форма возникновения и бытия права в широком правовом поле: до правотворчества, рядом с ним, в виде правотворчества, после правотворчества, в процессе реализации права. Правообразование происходит и вне правотворчества государства, в рамках гражданского общества — в правосознании, конкретных правоотношениях, правомерном поведении, в правовых теориях, судебных прецедентах и т.д. Правообразование питает Правотворчество новыми правовыми идеями, правилами поведения, конкретными решениями, соглашениями, которые исследуются, обобщаются, систематизируются государством, а затем формулируются в нормах права, внешне выраженных в нормативно-правовых актах.
Можно выделить следующие уровни правообразования[13]:
1) гносеологический — отражает процесс возникновения и развития права в форме правосознания;
2) материальный — выражает формирование права в виде конкретных правоотношений, правомерного поведения;
3) институциональный — отражает существование права как системы правовых норм.
Последний уровень правообразования является уровнем правотворчества.
Таким образом, мы видим, что большинство авторов склонны разграничивать указанные понятия «правообразование» и «правотворчество». Однако они достаточно тесно соприкасаются друг с другом.
При помощи правотворчества государство воздействует на субъекты права посредством или нормативно-правового акта, или иного источника права. Правотворческая деятельность государства есть отражение экономических или иных общественных отношений в виде общих норм особого социального характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий, формально-определенный характер. Правотворчество представляет собой активную деятельность, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом. Правотворчество непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства. Процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон составляет содержание правотворчества.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах – основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.
Правотворчество в свою очередь не следует отожествлять с законотворчеством, хотя объединяющим началом того и другого является творение права, однако разными по юридической силе являются результаты такого творения. Законотворчество заканчивается принятием законов, тогда как правотворчество – всех нормативно-правовых актов: законов, указов, нормативно-правовых договоров, судебных и административных прецедентов.
Основными принципами правотворчества являются:
Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, её законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.
Гласность. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Гласность и открытость дают возможность, с одной стороны, установить контроль гражданского общества над законодательным процессом, с другой – выступают каналом формирования общественного мнения.
Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, демократического порядка подготовки и утверждения любых нормативных актов, в максимальном учёте в новых нормативных решениях, общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоёв населения.
Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение её духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
Профессионализм. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь, это касается парламентариев, которых важно научить законодательному процессу. Профессионализм предполагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.
Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также учёные-юристы.
К сожалению, принцип научности далек от реализации – законы принимаются не на базе науки, и даже не исходя из здравого смысла, а только из интересов отдельных групп.
Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества, основанного на идеях разделения властей, в условиях наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.
Планирование. В современных условиях переустройства общества для достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет большое значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высшего качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с учебными и научными учреждениями, учесть их планы научно-исследовательских работ.
Оперативность правотворчества предполагает своевременность издания нормативных актов.
Исполнимость закона отражает необходимость при подготовке законопроекта и принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть реализованным. Одним из важнейших юридических условий исполнимости закона иногда является одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений и дополнений в другие законы.
Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными условиями для законодателя.
Правотворчество в целом решает ряд важнейших функций:
- первичного регулирования общественных отношений, т.е. выработка и принятие новых юридических норм;
- обновления правового материала (отмена, изменение, дополнение действующих юридических норм);
- ликвидации пробелов в правовом регулировании.
В литературе по теории права изложены различные подходы к классификации правотворчества. Так, по мнению М.М. Марченко, речь надо вести не об искусственной классификации правотворчества, поскольку в реальной жизни устойчиво существуют пять видов правотворческой деятельности: законотворчество; подзаконное правотворчество; локальное правотворчество местного самоуправления; прямое, непосредственное правотворчество; договорное правотворчество[14].
Информация о работе Понятие правообразования и правотворчества