Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:11, курсовая работа
Право – объект изучения различных наук как юридического, так и неюридического характера
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Типы правопонимания…………………………………………………………………6
1.Юридический позитивизм…………………………………………………………………..6
2. Нормативизм……………………………………………………………………………….10
3.Теория естественного права……………………………………………………………….12
4.Социологическая юриспруденция………………………………………………………...16
5.Историческая школа права………………………………………………………………...18
6.Психологическая теория права…………………………………………………………….20
Глава 2. Объективное и субъективное право: характер соотношения……………………...24
Глава 3. Функции права………………………………………………………………………..32
3.1 Понятие функций права……………………………………………………………………35
3.2 Виды функций права……………………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………………...41
Литература………………………………………………………………………………………43
импульсом или желанием совершить указанное действие, чувство, которое также исходит свыше от властной мистической силы»40.
Поэтому «право или мораль являются проекцией нашего правового или морального эмоционального опыта»41. Существуют эмоции двух видов: во-первых, это эмоции, направленные на конкретный, ясно обозначенный объект, как, например, эмоции влечения, в которых объект нас привлекает (голод, жажда), и эмоции отвращения, в которых объект нас отталкивает (страх); во-вторых, абстрактные или незаполненные эмоции, которые могут иметь отношение к самым разнообразным действиям в качестве стимула и объекта. Правовые, моральные и эстетические эмоции относятся к этой категории.
Итак, по теории Петражицкого, как право, так и мораль принадлежат к области психики. Они различаются по разным типам эмоций. В моральном опыте присутствует лишь осознание долга. В правовом опыте чувство собственного или чужого долга сопровождается убеждением, что другой человек имеет на это право.
Таким образом, «правовые эмоции являются императивно-атрибутивными в отношении притязаний или прав в одно и то же время»42. Поэтому если моральные обязательства носят общий характер, то правовые обязанности имеют тенденцию быть более конкретными в отношении должного.
На основе императивно-атрибутивного опыта Петражицкий делит право на две категории: 1) интуитивное и позитивное право; 2) официальное и неофициальное право.
Интуитивное право отличается от позитивного права не в том, что интуитивное право является желаемым или идеальным правом, а позитивное право реально существующим; различие состоит в том, относится или нет императивно-атрибутивный опыт к нормативным фактам. Содержание интуитивного права является интеллектуальным и характеризуется отсутствием идеи нормативных фактов.
По теории Петражицкого, право выполняет две общественные функции: дистрибутивную функцию и организационную функцию. Дистрибутивная функция заключается в распределении предметов, имеющих экономическую ценность, главным образом посредством концепции собственности. Организационная функция заключается в придании некоторым лицам права издавать повеления и придании другим обязанности подчиняться этим повелениям.
У психологической теории права есть ряд существенных недостатков: 1) слишком расширена граница права, и в его сфере оказываются самые различные отношения, включая спорт, игры и т. д.; 2) не разработан и не указан научный критерий для определения положительных и отрицательных качеств интуитивного права.
Таким образом, предметом
В целом, эта теория носит идеалистический характер, так как считает, что собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а являются плодом воображения в сознании людей. То есть эта теория усматривает в психологии и даже в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности. Следовательно, главные причины происхождения права и государства эта теория усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в импульсах и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать по вопросу о типах правопонимания, что существует целый ряд мнений, взглядов, и теорий. И. Кант отмечал, что право существует тысячи лет, а юристы до сих пор не могут договориться, что такое
право. Существование множеств школ и теорий о праве имеет свои причины: возникновение теорий на разных этапах развития общества, т. е. каждый этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в соответствующих теориях права; связь теорий о праве с разными философским воззрениями; обусловленность теорий национальными, религиозными традициями, особенностями формирования правовых систем в той или иной стране; одной из важных предпосылок множественности теорий является сложность
механизма
правового регулирования, который предполагает
наличие различных элементов (норм права,
юридических фактов, правоприменительных
актов, в том числе и судебных); влияние
на право и правовое регулирование правосознания,
нравственности с их представлением о
добре и зле, справедливости, разумности,
добросовестности и т. д.; кроме того, право
как социальный институт, связанный с
экономикой, политикой, интересами классов
и социальных групп и индивидов, в своем
регулировании взаимодействует с корпоративными
и иными социальными нормами. На формирование
теорий оказывает влияние и идеологическая
борьба, развивающаяся в той или иной отрезок
времени. Поэтому, скорее всего, не представляется
возможным создать универсальную теорию
о происхождении, сущности, понятии права,
чтобы она охватывала все необходимые
аспекты.
Глава
2. Объективное и
субъективное право:
характер соотношения
В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.
Всякая правовая норма устанавливает известный порядок как должный, обращаясь к людям с различными предписаниями; в этом ее основная сущность, так как она всегда указывает, что известный строй внешних отношений должен соблюдаться всеми членами союза. Понятно, что правовые нормы, указывая каждому обязательные пределы в его внешней деятельности, могут позволить известные внешние поступки, но могут их и воспретить, и в то же время, воспрещая одно, они могут повелеть делать другое. Отсюда содержание права состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают «порядок», устанавливаемый правом в качестве должного.
Правовое позволение состоит в том, что человеку указывается, какие внешние поступки предоставлены на его усмотрение, причем правовые нормы обеспечивают ему защиту этих поступков. То, что ему позволено или предоставлено на его усмотрение (например, распоряжаться вещами, которые ему принадлежат; написать завещание или не писать завещания; исповедовать то или другое религиозное учение, подавать свой голос на выборах или воздержаться, и если подавать, то за кого именно; подписывать петицию в парламент или не подписывать) – образует для него сферу свободы, признанной и защищенной правом. Это означает, во-первых, что все, что человек совершит в пределах своей правовой свободы, – все это другие люди должны допускать, не смея ему в этом препятствовать; в случае же если кто-нибудь вздумает мешать ему, он может обратиться к людям, следящим за исполнением правовых норм (правящие органы государства), и они обязаны прийти ему на помощь: удостоверить его сферу свободы, установить, что она была нарушена, исследовать, кем именно, и осуществить по отношению к нарушителю правовую санкцию (взыскать с него убытки потерпевшему или подвергнуть его сверх того наказанию). Это означает, во-вторых, что человек, имеющий правовую сферу свободы, может в пределах ее совершать такие поступки, которые будут иметь для других людей, а также и для него самого обязательные последствия (напр., если он продаст другому свою вещь; или отдаст ее внаем; или подаст голос на выборах). Эти обязательные последствия состоят в том, что, с одной стороны, уменьшается или увеличивается его собственная сфера свободы, с другой стороны, увеличивается или уменьшается сфера свободы другого человека или других людей (например, продавший уменьшает, а купивший увеличивает свою сферу свободы; подавший голос на выборах уменьшает, избранный увеличивает свою сферу свободы). Таким образом, всякое правовое позволение предоставляет человеку определенную и ограниченную, но защищенную свободу действия или правовое полномочие; тот, кому оно предоставлено, называется субъектом полномочия. Действие человека в пределах его полномочия называется осуществлением полномочия.
Далее, правовое воспрещение состоит в том, что человеку указывается, каких внешних поступков он не смеет совершать. Понятно, что правовые воспрещения устанавливаются для тех поступков, которые, вообще говоря, по силам человеку и которые он фактически может совершить. То, что человек может, но не смеет делать (напримнр, похитить чужое имущество; оскорбить кого-нибудь действием; распространить о другом клевету и т. п.), образует для него сферу запретного, сферу покорности, установленной и поддерживаемой правом. Это означает, что все, что человек совершит в пределах запретного, может навлечь на него тягостные последствия в принудительном порядке: или так, что пострадавший от его неправомерного поступка потребует от него через посредство суда возмещения убытков и вознаграждения (гражданский порядок при гражданском правонарушении); или так, что правящие органы (то есть люди, следящие за исполнением правовых норм) привлекут его к ответственности за нарушение правовых норм, и суд, рассмотрев дело, наложит на него наказание (уголовный порядок при уголовном правонарушении). Таким образом, всякое правовое воспрещение устанавливает для человека определенную и поддерживаемую угрозой сферу покорности или правовую запретность; тот, кто может подлежать взысканию за неправомерный поступок, называется ответственным субъектом. Действие человека в пределах запретного называется правонарушением.
Наконец, правовое повеление состоит в том, что человеку указывается, какие внешние поступки он обязан совершать, причем правовые нормы обычно предупреждают его о тех последствиях, которые грозят ему в том случае, если он не совершит предписанного. То, что ему повелено и что он обязан исполнить (например, уплатить долг кредитору; или внести государству налог; или явиться к отбыванию воинской повинности), образует для него сферу повиновения, требуемого и поддерживаемого правом. Если правительственные органы не имеют физической возможности уследить за тем, чтобы никто не нарушал запрета, то тем более они не имеют возможности заставить людей совершать известные положительные поступки. В обоих случаях они ставят (как непокорного, так и неповинующегося) перед угрозою неприятными последствиями: жалоба пострадавшего или привлечение к ответственности со стороны правящего органа (для разных случаев неповиновения установлены разные пути) вызывают к жизни правовую санкцию. Таким образом, всякое правовое повеление устанавливает для человека определенную и поддерживаемую правом сферу повиновения, или правовую обязанность; тот, на кого она возложена, называется обязанным субъектом, или субъектом обязанности. Действие человека в этих пределах называется исполнением обязанности.
Теперь ясно, что право осуществляет свою цель и свое назначение именно посредством установления позволений, воспрещений и повелений, причем каждому позволению, установленному в правовой норме, соответствует полномочие, принадлежащее целому ряду членов союза; каждому воспрещению – запретность, тяготеющая над членами союза; каждому повелению – обязанность многих или некоторых граждан. Это можно выразить так, что правовые нормы устанавливают правовые полномочия, запретности и обязанности. Юридические науки называют правовые нормы (и правовые императивы) объективным правом, или правом в объективном смысле, а правовые полномочия, запретности и обязанности, принадлежащие членам союза, - субъективным правом, или правом в субъективном смысле.
Объективное право – это