Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа
Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства.
Целью данной работы является более углубленное изучение понятия формы государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
2.1 Форма правления
2.2 Форма государственного устройства
2.3 Форма политического (государственного) режима
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов "культа личности". Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности[8, с.278]. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.
Тоталитарный режим характеризуется следующими отличительными чертами: 1) в условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество; права и свободы отодвигаются на второй план по отношению к государственным интересам; 2) государственную власть осуществляется от имени части общества (класса, сословия, иногда от имени конкретной личности); 3) в основе тоталитарного режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу; 4) управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития; 5) государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер; правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис "кто не работает – тот не ест"); 6) государство – орган, творящий право; понятия право и закон тождественны; 7) в качестве методов государственного управления используются административный и судебный произвол, а в ряде случаев – открытый государственный террор; 8) тоталитарное государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения; 9) тоталитаризм характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни, развитым военно-промышленным комплексом, довлеющим над мирной экономикой.
Авторитарный политический режим он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной формы между демократическим и тоталитарным режимом. При этом возможен переход как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Основным признаками авторитарной формы политического режима выделяются: 1) сосредоточение всех властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты); 2) бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти; 3) юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения; 4) внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой; первая регулирует взаимоотношения среди представителей властной элиты, вторая – обеспечивает регуляцию общественных отношений среди подвластных; 5) допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.); 6) определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества; 7) жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере; 8) активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов (административный и судебный произвол, политический террор).
Политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности. Через него правящие силы всегда имеют возможность, не затрагивая формальных устоев правления и устройства, приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране.
Доминирующую роль политического (государственного) режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к выводу что государственный режим – это свойство сущности государства, а не его формы.
Специфическая закономерность, характеризующая политический (государственный) режим, может быть сформулирована так: всякое изменение государственного режима при известном соотношении общих или частных интересов в конечном счете вызывает изменение формы государства; и наоборот, перестройка формы государства влечет изменение политического режима.
Отсюда следует, что межу элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия демократического политического режима, а при наличии двух - или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократический и авторитарные государственно-правовые режимы (антидемократические).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) хоть и различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами. Более полное (конкретное) представление о форме государства дает анализ 3-х его составляющих - формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг к другу и населению, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Под формой правления понимается организация верховной и государственной власти. Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя функции главы государства, функции законодательной, исполнительной властей, он также контролирует правосудие и местное самоуправление.
Республика - форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единичному органу, избираемому на определенный срок.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные). Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. В качестве элемента формы государства выделяется не государственный, а политический режим. Государство для осуществления своей организующей деятельности пользуется наиболее ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократический и авторитарные государственно-правовые режимы (антидемократические).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Назаренко, Г. М. Теория государства и права: учебное пособие / Г.М. Назаренко. – М.: Ось-89, 2006. – 175 с.
2. Денисов, А. И. Сущность и формы государства / А. И. Денисов. – М.: Изд-во МГУ, 1960. – 461с.
3. Лапшин, А. Г. Возникновение и развитие форм социалистического государства / А. Г. Лапшин. – М.: 1965. – 342 с.
4. Керимов, Д. А. Сущность общенародного государства / Д. А. Керимов // Вестник Ленингр. Ун-та. – 1971. – №23. – С.131-135.
5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. – Москва: Юрайт, 1998. – 416 с.
6. Малько, В. А. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / В. А. Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
7. Кистяковский, Ф. М. Лекции по общему государственному праву / Ф. М. Кистяковский. – М.: 1967. – 412 с.
8. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права / Т. В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.
9. Гумплович Л. Общее учение о государстве / Л. Гумплович. – СПб., 1910. – 516 с.
10. Дробязко С. Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, B. C. Козлов. – Минск: Амалфея, 2005. – 464 с.
11. Фромм, Э. О позитивных и негативных аспектах современной демократии / Э. Фромм // Государство и право. – 2002. – №5. – С. 103-107.
12. Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузова, А. В. Малько. – Москва: Юристъ, 2004. – 776 с.
13.Любашиц, В. Я. Теория государства и права / В. Я. Любашиц, М. Б. Смоленский, В. И. Шепелев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 510 с.
14. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. – М.: Закон и право, 2004. – 576 с.
15. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
16. Корельский, В. М. Теория государства и права / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – Москва: Норма, 1998. – 616 с.
3
Информация о работе Понятие, определение и виды формы государства