Понятие, определение и виды формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства.
Целью данной работы является более углубленное изучение понятия формы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
2.1 Форма правления
2.2 Форма государственного устройства
2.3 Форма политического (государственного) режима
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Парламентская республика – разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль исполнительной власти, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент [2, с.101]. В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Индия, Турция, Финляндия и др.).

Иногда встречаются смешенные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (Франция). Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие непосредственной юридической связи между президентом и правительством. Одним из признаков, присущим республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и многих иных факторов.

Вопрос о форме государства – это прежде всего вопрос таком элементе, как форма правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

 

 

2.2 Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями [5, с.62-63]. Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы, автономные культурные, политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных ее частей. Форма государства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели территориальные образования и свои органы власти и управления. Собственно, так и должно было быть при переходе человечества в IV-III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организации общества.

По структуре различаются на: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное государство (от лат. - единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности единого гражданства [2, с.183].

Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.). Например, в Испании, наряду с историческими областями (страна Басков и Каталония), выделенных по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.). Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония.

Федеративное государство (от позднелатинского – союз, объединение) – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочных задач [5, с.63]. Федеративная форма правления государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями.

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия). Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в которой определено в ее компетенции. В Российской Федерации в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя. Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства, но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 г) либо конституции (как это было в 1878 г. в США).

Одной из важнейших, хотя менее распространенных по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. В отечественной и зарубежной литературе конфедерация как форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время от времени возникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело в том, что если одними авторами конфедерация воспринимается исключительно как форма государственного устройства, то другими – как международно-правовое объединение, как субъект международного права. Сравнивая конфедерацию с федерацией, еще в начале XX в.Ф. Кистяковский задавался вопросом: чем же отличается союзное государство (федерация) от союза государств (конфедерация) [5, с.303]?

Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер[5, с.64]. В последующем конфедерация или перерастет в федерацию (США, Швейцария) или распадется (Австро-Венгрия). Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации многие рассматривают Европейский союз.

Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нулификации). Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей Конституции, единой денежной системы, единого гражданства. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельной политики не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

 

    2.3 Форма политического (государственного) режима

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Понятие "политический режим" обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления власть-отношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство, общество, отдельные индивиды [16, с.65].

Как и другие составные части формы государства – форма правления и форма государственного устройства, государственный режим имеет непосредственную связь с властью. Однако от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.

Истории известны два основных вида государственного режима: демократический и антидемократический: тоталитарный и авторитарный.

Демократический политико-государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства [16, с.66]. Характерными признаками демократического режима являются: 1) основным источником власти в государстве являются граждане; 2) в государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология; 3) существование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политический орган относительно независимый от государства; 4) наличие у индивида комплекса неотъемлемых "абсолютных" прав и свобод, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах; 5) в демократическом, правовом государстве человек должен подвергаться только ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе; 6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.). Одним из значительных достижений современных демократических государств считается признание и защита ими естественных прав человека, свободы мысли, слова, вероисповедания, труда, выбора места жительства, а так же ряда других свобод, принадлежащих человеку от рождения.  Принято считать, что демократический политический режим обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, что при демократическом строе интересы личности выше интересов государства[11, c.104].

Антидемократический политико-государственный режим – это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения, как большинства, так и меньшинства. В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарный и авторитарные политические режимы.

Информация о работе Понятие, определение и виды формы государства