Понятие механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства .

Работа содержит 1 файл

Механизм государства.docx

— 34.43 Кб (Скачать)

     Органы  государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов  федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано  с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более  узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

     Органы  надзора отличаются от органов государственной  власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений  и не применяют самостоятельно государственное  принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и  обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями. 
 
 
 
 
 

     Принципы  формирования и функционирования механизма государства  российского

 

     Формирование  и функционирование механизма (аппарата) государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. Их классификация по степени охвата возможна на две категории – общие  принципы, относящиеся к механизму  государства в целом, все составляющим его государственным органам, и  частные, действие которых распространяется лишь  на действие некоторых звеньев  государственного механизма, отдельных  органов, или групп органов.

     Так, в качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

     Общие принципы, в свою очередь, принято  разделять на две группы. К первой из них  относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном  законе «О системе государственном  службы Российской Федерации», «О государственной  гражданской службе Российской Федерации и иных федеральных законах.

     Первая  группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации  и деятельности механизма Российского  государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма - основывается на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

     Принцип федерализма в формировании и  деятельности государственного механизма  определяется тем, что Российская Федерация  состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой, соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее  государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.  
 
 
 

Классификация российских государственных  органов

 

     Помимо  разделения государственных органов в зависимости от того, представляют ли они собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.

     По  такому критерию, как юридический  источник их легитимности, органы государства  подразделяются на:

     а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации  для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент  РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной  и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации);

     б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства  РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной  и исполнительной власти субъектов  РФ).

     Государственные органы, относящиеся к первому  из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.

     По  действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные  органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

     По  действию во времени государственные  органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением военного положения).

     На  основе принципа разделения властей, в  зависимости от того, к какой ветви  власти относятся, государственные  органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

     Опираясь  на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные  подразделения государственного механизма  и учитывая выполняемые составляющими  их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального  анализа, можно выделить следующие  виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского  государства.

     1. Президент РФ. С принципом разделения  властей вполне сообразуется  то, что по Конституции РФ Президент  РФ как глава государства не  относится непосредственно к  какой-либо одной из трех основных  ветвей власти, подобно тому, как  это закреплено в Конституциях  Франции, Германии, Италии.

     Согласно  Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства. Он как  глава государства представляет Россию внутри страны и в международных  отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

     2. Органы представительной и законодательной  власти. Представительным и законодательным  постоянно действующим органом  Российской Федерации является  Федеральное Собрание. Федеральное  Собрание РФ, состоящее из двух  палат - Совета Федерации и  Государственной Думы, наделено  широкими полномочиями, главное  среди которых - издание федеральных  законов. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.

     3. Органы исполнительной власти. Согласно  Конституции РФ, исполнительную  власть Российской Федерации  осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя  Правительства РФ и заместителей  Председателя Правительства РФ  и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.

     Понятием  системы исполнительных органов  государственной власти или органов  государственного управления как составной  структурной части механизма  Российского государства, вместе с  федеральным Правительством и другими  федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в  субъектах Российской Федерации.

     Кроме того, особую разновидность органов  исполнительной власти представляют собой  органы, учреждаемые в установленном  законодательством Российской федерации  порядке для непосредственного  обеспечения функционирования государственных  органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями  и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже  законности и правопорядка. Судебная  власть — одна из ветвей  власти, такая же опора государства,  как законодательная и исполнительная  власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 

Информация о работе Понятие механизма государства