Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:07, реферат
Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства .
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.
Органы
надзора отличаются от органов государственной
власти специфическими - надзорными - полномочиями.
Они не издают общеобязательных велений
и не применяют самостоятельно государственное
принуждение, а осуществляют надзор
за соблюдением законодательства и
обладают особыми формами реагирования
(например, протест прокурора), а в случае
неустранения нарушений законодательства
обращаются в органы государственной
власти - суд, который может принять принудительные
меры к нарушителям закона. Прокуратура
не является органом государственной
власти. Это - орган надзора со специфическими
полномочиями.
Формирование и функционирование механизма (аппарата) государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. Их классификация по степени охвата возможна на две категории – общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на действие некоторых звеньев государственного механизма, отдельных органов, или групп органов.
Так, в качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «О системе государственном службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации и иных федеральных законах.
Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма - основывается на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип
федерализма в формировании и
деятельности государственного механизма
определяется тем, что Российская Федерация
состоит из равноправных субъектов:
республика, край, область, город федерального
значения, автономная область, автономный
округ. Во взаимоотношениях с федеральными
органами власти субъекты Российской
Федерации равноправны между собой, соответственно
этому федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации. Федеративное
государственное устройство России обеспечивает
единство ее государственного механизма,
разумное сочетание в нем централизации
и децентрализации власти, равноправие
и самоопределение народов в составе Российской
Федерации. Принцип законности в формировании
и действии механизма Российского государства
состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2)
Конституции РФ, органы государственной
власти и должностные лица, равно как и
органы местного самоуправления, граждане
и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию
РФ и законы.
Помимо разделения государственных органов в зависимости от того, представляют ли они собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.
По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:
а)
органы, устанавливаемые Конституцией
РФ, федеральными законами, конституциями,
уставами субъектов Российской Федерации
для непосредственного
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.
По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением военного положения).
На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.
1.
Президент РФ. С принципом разделения
властей вполне сообразуется
то, что по Конституции РФ
Согласно
Конституции РФ, Президент РФ является
гарантом федеральной Конституции,
прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией РФ
порядке он принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее
независимости и
Президент
России в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами определяет
основные направления внутренней и
внешней политики государства. Он как
глава государства представляет
Россию внутри страны и в международных
отношениях. Президент РФ является
Верховным Главнокомандующим
2.
Органы представительной и
3.
Органы исполнительной власти. Согласно
Конституции РФ, исполнительную
власть Российской Федерации
осуществляет Правительство
Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4.
Суд, прокуратура и другие