Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:07, реферат
Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства .
Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.
Понятие
«механизм государства» тесно связано
с понятием «государственный аппарат».
Последнее принято употреблять
в двух смыслах — широком и
более узком. В широком смысле
понятие государственного аппарата
как совокупности всех государственных
органов совпадает с понятием
механизма государства, идентично
ему. В более узком смысле под
государственным аппаратом
Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Иными словами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»2.
В определении понятия, сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные, наиболее важные признаки этого явления, можно найти ответы, в наиболее полной форме описывающее этот механизм.
Во – первых, механизм государства представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.
А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение необходимы орудия (учреждения) принуждения – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.
Структура
механизма государства
1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);
2.
особенности исторического
3. размеры территории;
4.
национальный состав населения
(так, в многонациональных
5.
географическое положение
6.
научные открытия, технические изобретения
и их использование в
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.
Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
Итак,
функции и задачи, присущие государству
непосредственно осуществляются посредством
деятельности его механизма. То есть
государство как таковое, проявляет
себя вовне, становиться живим организмом
и функционирует как
Поскольку
механизм государства, обладая определенной
структурой, состоит из соответствующих
органов, логично его познание начать
с анализа понятие и
Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во – первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
Государственные учреждения тесно примыкают к ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки». Во – вторых, государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.
Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:
· по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
·
в зависимости от организационно-правовых
форм деятельности и компетенции
выделяют органы: представительные, исполнительно-
Среди
распорядительно-исполнительных органов:
а) органы социально-культурной сферы,
б) органы экономики,
в) правоохранительные органы.
· в зависимости от способов формирования выделяют:
а) первичные органы,
б)
производные органы.
Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).
· в зависимости от сферы деятельности:
а) высшие органы,
б) центральные органы,
в)
местные органы.
· в соответствии с федеральным устройством государства:
а) федеральные (центральные),
б)
органы субъектов федерации.
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:
· представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации
·
исполнительно-распорядительные - занимаются
исполнением предписаний
· судебные органы - осуществляют правосудие.
· органы надзора.
· органы местного самоуправления.