Понятие механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:07, реферат

Описание работы

Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства .

Работа содержит 1 файл

Механизм государства.docx

— 34.43 Кб (Скачать)

                            Понятие механизма государства

 

     Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.

     Понятие «механизм государства» тесно связано  с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных  органов совпадает с понятием механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом принято  понимать аппарат государственного управления.  

     Именно  в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

     Иными словами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»2.

      В определении понятия, сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные, наиболее важные признаки этого явления, можно найти  ответы, в наиболее полной форме  описывающее этот механизм.

     Во – первых, механизм государства представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.

     А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение  необходимы орудия (учреждения) принуждения  – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим  уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.

     Структура механизма государства различается  в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов  он будет складываться, влияют множество  факторов:

     1. этап развития, на котором находится  государство (механизм первых  государств был слабым, неразвитым);

     2. особенности исторического развития  страны, события того или иного  исторического периода; 

     3. размеры территории;

     4. национальный состав населения  (так, в многонациональных государствах  есть органы, занимающиеся решением  национальных проблем);

     5. географическое положение страны;

     6. научные открытия, технические изобретения  и их использование в практической  деятельности людей. Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.

     Между функциями государства и его  механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как  раз и создается для выполнения функций государства, последним  в этой связи принадлежит определяющая роль.

     Органы  государства и учреждения вынуждены  подстраиваться к изменяющимся его  функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых  или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят  на первый план такие элементы механизма  государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

     Итак, функции и задачи, присущие государству  непосредственно осуществляются посредством  деятельности его механизма. То есть государство как таковое, проявляет  себя вовне, становиться живим организмом и функционирует как объективная  реальность не иначе как через  свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.

     Поскольку механизм государства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующих  органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов –  государственных органов, обладающих своеобразием и различительными  признаками, особо выделяющих их среди  других субъектов управления. 

Структура механизма государства, понятие государственного органа

 

     Итак, единый целостный механизм государства  в целях реализации присущих ему  функций  расчленяется на составные  части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

     Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во – первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на  материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний,  благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

     Государственные учреждения тесно примыкают к  ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки». Во – вторых,  государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.  Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.

     Рассмотренные признаки органа государства в своей  совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

     Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

     · по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

     · в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции  выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

     Среди распорядительно-исполнительных органов:  

     а) органы социально-культурной сферы,

     б) органы экономики,

     в) правоохранительные органы.

     · в зависимости от способов формирования выделяют:

     а) первичные органы,

     б) производные органы.  

     Первичные органы образованы непосредственно  народом или являются исторически  сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).

     · в зависимости от сферы деятельности:

     а) высшие органы,

     б) центральные органы,

     в) местные органы.  

     · в соответствии с федеральным  устройством государства:

     а) федеральные (центральные),

     б) органы субъектов федерации.  

     Основной  классификацией является классификация  органов государства по содержанию их властных полномочий:

     · представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации 

     · исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;

     · судебные органы - осуществляют правосудие.

     · органы надзора.

     · органы местного самоуправления.

Информация о работе Понятие механизма государства