Понятие и виды функций российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Функции государства необходимо отличать от функций отдельных его органов. В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, сектора и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и эволюция функций Российского государства 5
Глава 2.Виды функций Российского государства 9
2.1.Внутренние функции 12
2.1.1.Экономические функции 12
2.1.2.Социальная функция 13
2.1.3.Функция развития культуры,науки и образования 14
2.1.4.Экологическая функция 15
2.1.5.Функция налогообложения и взымания налогов 17
2.1.6.Функция охраны прав и свобод граждан,всех форм
собственности,правопорядка 19
2.2.Внешние функции 20
2.2.1.Функция обороны страны 20
2.2.2.Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка 21
2.2.3.Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ 22
2.2.4.Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества
с другими странами в решении глобальных проблем
Глава 3.Правовые формы осуществления функций государства 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

__________________________________________________________________________

 3См.: Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном            

     этапе. Государство и право.1993, №6, с.98 .      

            В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли  значительные изменения, появился средний  класс — стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились. Многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у буржуазного государства) до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни - от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного государства).

Вместе с тем надо обратить внимание и на следующее. Теоретическое  описание, обобщение выполняемых  функций различными государствами  позволяют отнести различные  стороны деятельности государства именно к функции.

По мнению Л.А. Морозовой, к этим признакам относятся: прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.

Совокупность этих признаков  позволяет утверждать, что действительно  речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих  функций.

 

 


 

4См.: Теория государства и права. Учебник для ВУЗов.2-е изд.изм. и доп./под            

           редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.,Норма-Инфра 2000г.,

           с.151.

 

Функциональная характеристика позволяет  изучать не только государство конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.5

Вывод по первому  вопросу: рассмотрение зависимости  между  содержательными и формальными  характеристиками государства и  его функциями понадобилось для того, чтобы показать, что исторический опыт действительно дает теории государства основание утверждать, что с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства. Изучение эволюции функций государства позволяет избежать типичных, для разных этапов развития государств, ошибок.

Понятие функции  уже используется в научной литературе не столько для показа ее зависимости, особенно от классовой сущности государства, сколько просто для характеристики, описания деятельности государства. Кроме того, это понятие стало использоваться и для учета связи функций государства со многими культурными, идеологическими, духовными и иными факторами воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 5См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999, с.143-144.

 

Глава 2.Виды функций Российского государства

 

Изучение эволюции функций  государства, практическое использование  научных знаний в этой области  предполагает, прежде всего, упорядочение всего государственно-правового материала, который накопила теория государства в этой области.

Для этого, как отмечалось выше, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлении и процессов попросту невозможно.

В юридической науке  существует множественность классификаций  функций государства. Это объясняется  различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения и т.д.

В рамках данной работы остановимся  на классификации функций государства по следующим основаниям (см. приложение схема № 2):

  • по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.) .6

  • по времени действия они делятся на:

 а) постоянные, осуществляемые  государством на всех этапах  его существования;

б)  временные, появление  которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением7 .

К числу основных можно отнести классификацию  функций государства, базирующуюся на принципе разделения властей. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

В Конституции  РФ разделение властей закреплено в  качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

 

 

 


 

 6См.: Теория государства и права. Учебник для ВУЗов.2-е изд.изм. и доп./под  

          Редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М.,Норма-Инфра,2000г.,

          с.151.

  7См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М ., 1999, с.152.

 

Однако, по мнению Венгерова  А.Б. "…Классификация функций, опирающаяся  на разделение властей, не у всех ученых-юристов  вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого  в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной  организацией.

Поэтому в теории государства  наиболее распространено и признаваемо  членение функций (по направленности) на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).8 Мною были рассмотрены несколько источников, я полностью согласен с точкой зрения Венгерова А.Б., ниже будет рассмотрено деление функций по сфере влияния на внешние и внутренние.

Если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в определенном единстве, дополняя друг друга9 .

Среди внутренних и внешних  функций государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции  — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основные функции государства  группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, множество других его  функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что  термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

 

 

 

 


 

8См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.1999, с.153.

 9См.: Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе.

        // Государство и право.1993г.,№6,с.101.   

 

Важно подчеркнуть, что  основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов10 .

Поскольку невозможно охватить весь спектр функций Российского государства в одной работе, мы будем рассматривать только основные функции государства на современном этапе.

В рассматриваемый период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:11

  • экономическая;
  • социальная;
  • развития культуры, науки и образования;
  • налогообложения и взимания налогов;
  • экологическая;
    • охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

В течение последнего времени изменилась не только Россия, но и весь мир. Ушли в прошлое глобальная конфронтация и прямая угроза ядерной  войны.

Соответственно существенные изменения претерпели основные внешние функции Российского государства. Одни из них отпали (функции взаимопомощи и сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие — получили дальнейшее, адекватное новым условиям развитие (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи — возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).

Последовательное продвижение  национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции:12

    • оборону страны;
    • обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
    • сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ;
    • интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

Так как, описанная выше классификация (по сфере деятельности) наиболее интересна для углубленного изучения, обратимся к каждой функции отдельно.


 

 

10См.:Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.

      Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1,М.,Изд.Зерцало,1998,с.198.

11См.:Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.

          Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1,Теория государства.М.,Изд.Зерцало,1998,с.200.

 12См.:Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.

           Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1,Теория государства.М.,Изд.Зерцало,1998,с.205-

           206.

 

 

2.1.Внутренние функции

2.1.1.Экономическая функция

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Информация о работе Понятие и виды функций российского государства