Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:01, контрольная работа
Целью данной работы является изучение проблемы социального обеспечения государством граждан Российской Федерации как с момента их рождения так и по достижению ими определенного возраста. Для достижения указанной цели нам необходимо:
1. Изучить законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации затрагивающие интересующую нас проблему;
2. Систематизировать полученные данные;
3. Рассмотреть несколько вопросов:
В этой связи целесообразным видится уточнение понятия членов семьи для целей Федерального закона "О государственной социальной помощи", а именно презумирование ведения совместного хозяйства супругов с детьми и отдельно по доказыванию заявителя ведения совместного хозяйства с родителями и другими родственниками.
Обратимся к критерию - нуждаемости.
Если понимать доход в широком смысле, то в него включаются как капитал, так и алиментные обязательства. Однако в дальнейшем доход будет рассматриваться как источник получения средств, а капитал - как уже имеющиеся средства. Алиментные обязательства - это те средства, которые выплачиваются ближайшими родственниками и на которые лицо имеет право претендовать в силу закона.
Следует признать, что Закон "О государственной социальной помощи в Российской Федерации" не предусматривает, как должен рассчитываться среднедушевой доход претендующих на государственную социальную помощь граждан. Только позже принятым Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи"[15] закреплена расчетная основа (база) для определения размеров данной помощи (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512). Сейчас Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи[16]
Расчет среднедушевого дохода при предоставлении какого-либо вида государственной социальной помощи производится органом социальной защиты населения на основании сведений, предоставляемых самими гражданами.
Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи или одинокого гражданина, а также методика расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, определяются вышеуказанным перечнем. По действующим правилам при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной формах. Значит, к доходу семьи и одиноко проживающих граждан относятся: заработная плата; денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные действующим законодательством; алименты; пособия различных видов; пенсии; стипендии учащихся; ежемесячные страховые выплаты пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического питания, выдаваемого (оплачиваемого) в соответствии с законодательством, и питания детей в общеобразовательных учреждениях; от личного подсобного хозяйства и т.д.
При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета (в соответствии с законодательством Российской Федерации) налогов и обязательных страховых платежей (единого социального налога).
Таким образом законодателями предусмотрены достаточно широкие перечни доходов лица, претендующего на получение социальной помощи, а в доход не включаются суммы налогов.
В отличие от определения дохода оценка нуждаемости по имеющемуся у лица капиталу представляется более сложным вопросом и имеет ряд проблем.
В России на федеральном уровне и во многих субъектах уже имеющийся у заявителя капитал при назначении социальной помощи не учитывается (в качестве исключения можно привести лишь пример Санкт-Петербурга, где помощь не назначается, если заявитель не воспользовался возможностью по увеличению своих доходов путем реализации прав на получение выплат, предусмотренных законодательством).
Это является существенным упущением российского законодателя, поскольку возникает возможность обращения за социальной помощью лица, не имеющего дохода, но имеющего достаточный капитал, при использовании которого заявитель уже не будет являться малоимущим. Путем введения механизма учета такого капитала можно "отсеять" лиц, которые, распоряжаясь имеющимся капиталом, могут в достаточной мере себя обеспечить, а освободившиеся денежные средства направить на увеличение суммы выплат нуждающимся.
В России в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" не закреплена обязанность малоимущего гражданина приложить максимум собственных усилий для преодоления состояния бедности. Такая обязанность, по нашему мнению, была бы крайне полезна и для нашего государства для стимулирования малоимущих к поиску более высокооплачиваемой работы, выходу из кризисного состояния и интеграции в общество. Однако такая обязанность должна коррелировать с обязанностью государства предоставить гражданину помощь нематериального характера. В России в большинстве регионов она выплачивается в том числе и работающим гражданам. Есть, конечно, и исключения. Так, в соответствии с распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 28 апреля 2003 г. N 809[17] предусмотрено дополнительное основание предоставления социальной помощи: это обязанность трудиться или состоять на учете в службе занятости.
Намного проще и качественнее решить данную проблему можно, всего лишь установив минимальную заработную плату и пенсии на уровне хотя бы прожиточного минимума, а если действительно следовать социальной направленности государства и принять опыт европейских стран, то на уровне минимального потребительского бюджета.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" четко установил, что получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. В качестве одного из критериев получения помощи выделяются "не зависящие от получателя причины". На наш взгляд, данная формулировка является расплывчатой (неопределенной), так как в законе и в подзаконных актах, принятых в его исполнение, точно не указано, какие причины могут считаться "независящими". Это приводит к тому, что при оказании государственной социальной помощи данные причины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводить к существенному расширению или сужению круга получателей государственной социальной помощи.
В этой связи можно согласиться с профессором В.П. Галагановым, предлагающим положить в основу критериев, с помощью которых причины считаются не зависящими от граждан, такие как "инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с престарелым возрастом и болезнью, сиротство, многодетность, безработица, отсутствие определенного места жительства, отсутствие родственников, обязанных по закону оказывать материальную и социальную поддержку, вынужденное переселение, экстремальная ситуация, чрезвычайные и иные обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно. При этом не имеет значения, живет он отдельно или с семьей"[18]
Что касается понятия "нуждаемость" как основания оказания государственной социальной помощи, то его можно было бы также определить в виде правовой нормы следующего содержания: "Нуждаемость - это имущественное положение, при котором индивидуальный доход гражданина (либо доля в совокупном доходе членов семьи) ниже величины минимального потребительского бюджета, установленного в субъекте Российской Федерации, по не зависящим от него причинам". Кроме того, уточнить понятия членов семьи для целей Федерального закона "О государственной социальной помощи", а именно презумирование ведения совместного хозяйства супругов с детьми и отдельно по доказыванию заявителя ведение совместного хозяйства с родителями и другими родственниками.
Наличие такого критерия в качестве основания для предоставления соответствующего вида государственной социальной помощи, закрепленного в правовой норме, также существенно упростило бы применение законодательства по данному виду социального обеспечения.
[1] Конституция Российской Федерации
[2] Барков А.В. Социальное обслуживание в условиях рыночной экономики: современные тенденции и перспективы развития // Трудовое право. 2006. N 9.
[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1998 С.388.
[4] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.
[5] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.
[6] Журавлев М.П., Журавлева Е.М. О принципах государственной политики борьбы с преступностью // Журнал российского права. 2003. N 4. С.12-20.
[7] Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
[8] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. М., 2002. С. 494.
[9] Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (Теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С.27.
[10] Ершов В.А., Толмачев И.А.. Право социального обеспечения. Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. С-211.
[11] Уржинский К.К. Правовые аспекты борьбы с бедностью и проблемы реализации международных стандартов в области прав человека в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: ТК Велби, Проспект, 2004. С. 67.
[12] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 25 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6417.
[13] Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445; 2009. N 1. Ст. 1; 2009. N 1. Ст. 2.
[14] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14; 2009. N 51. Ст. 6153.
[15] Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152 "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи" (утратило силу) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 9. Ст. 1040.
[16] Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 (в ред. от 30 декабря 2005 г., от 1 декабря 2007 г.) "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 34. Ст. 3374; 2006. N 3. Ст. 297; 2007. N 50. Ст. 6299.
[17] Распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 28 апреля 2003 г. N 809-ра "Об утверждении Порядка предоставления в Санкт-Петербурге государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам" // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2003. N 5
[18] Кто имеет право на социальную помощь? Критерии, определяющие право на государственную социальную помощь в России и странах Европы (Кожевников Д.Е.) ("Социальное и пенсионное право", 2010, N 3
Информация о работе Понятие и виды форм социального обеспечения в Российской Федерации