Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:01, контрольная работа
Целью данной работы является изучение проблемы социального обеспечения государством граждан Российской Федерации как с момента их рождения так и по достижению ими определенного возраста. Для достижения указанной цели нам необходимо:
1. Изучить законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации затрагивающие интересующую нас проблему;
2. Систематизировать полученные данные;
3. Рассмотреть несколько вопросов:
Принцип экономической обоснованности и обеспеченности социального обслуживания заключается в следующем:
1) финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
2) учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь с целью постоянного, всестороннего и качественного оказания услуг по социальному обеспечению населения страны;
3) предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач;
5) работники учреждений социального обслуживания (например, медики, педагоги и др.) государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющие социальную помощь, могут воспользоваться правом на получение социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов страны[9].
Воплощение в деятельность по социальному обслуживанию принципа персональной ответственности предполагает, с одной стороны, наступление в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой и др.) лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав; а с другой - действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.
Политика государства в области оказания социального обслуживания граждан должна отвечать требованиям планомерности, последовательности и преемственности проводимых мер с целью дальнейшего совершенствования и упорядочения деятельности всех субъектов в указанном направлении.
Осуществление деятельности различными субъектами страны по социальному обслуживанию населения в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой - послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.
2. Обязательное социальное страхование
В системе социального страхования основным является обязательное страхование, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам. Именно здесь формируются такие важные для всей системы социального страхования элементы, как перечень страховых случаев, условия предоставления обеспечения и т. д.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
1. устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
5. паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
8. обеспечение надзора и общественного контроля;
9. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:
1. страховые взносы и (или) налоги;
2. дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3. штрафные санкции и пеня;
4. денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
5. доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
6. иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.[10]
3. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств.
Еще одна централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи, с чем имеют обязательную силу на всей территории России, т. е. гарантируются самим государством.
На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо средства местных бюджетов.
Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.
К первой категории относятся, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др. За счет средств федерального бюджета им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются иные виды социального обеспечения именно в связи с прохождением данного вида службы.
Ко второй категории, как уже говорилось, относится все население страны, включая граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу, поскольку определенные виды социального обеспечения гарантируются гражданину как члену общества вне всякой связи с его трудом. К таким видам обеспечения относятся: социальные пособия в связи с рождением ребенка; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 (учащимся 18) лет; социальное пособие на погребение; пособие по безработице гражданам, ищущим работу впервые или после длительного перерыва; государственная социальная помощь; различного рода компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (например, трудоспособным, неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом; учащимся на питание; приемной семье на содержание детей и т.д.); социальная помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам I и II групп, нуждающимся в постороннем уходе; полу стационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедическая помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение пожилых граждан и инвалидов; содержание детей в детских учреждениях; различного рода льготы. Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств.
4. Государственная социальная помощь.
Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст. 7 Конституции РФ. Сферой государственной ответственности должна остаться государственная социальная помощь малообеспеченным семьям, которая постепенно заменит собой действующую социально неоправданную и крайне неэффективную систему льгот и компенсаций. Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических основ социального государства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс на первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих мест, усиливаются нестраховые принципы социальной защиты населения.
Изучение любого внутригосударственного правового явления необходимо начинать с точки зрения международных установлений, существующих в той или иной области, так как любое цивилизованное общество (государство) нельзя рассматривать изолированно от мировой цивилизации в целом[11].
Субъект социальной помощи - это лицо, имеющее право на получение государственной социальной помощи. Безусловно, лицо, претендующее на социальную помощь, должно находиться в состоянии нужды. В данном случае разграничение понятий субъект социальной помощи и нуждаемость, т.е. выделение нуждаемости в отдельный критерий позволяет подробнее остановиться как на гражданской принадлежности получателя, так и на характеристике понятия "нуждаемость". При рассмотрении этого вопроса автор предлагает рассмотреть опыт европейских стран, поскольку критерии субъекта и нуждаемости (т.е. дохода лица), необходимые для назначения государственной социальной помощи, уже достаточно давно используются практически во всех европейских странах.
В Федеральном законе "О государственной социальной помощи"[12] дается указание на круг лиц, охватываемых этой помощью, - малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане. Правильнее их именовать, на наш взгляд, малообеспеченными, так как имущество не является показателем уровня их доходов, тогда как в формулировке Закона критерием, дающим право на государственную социальную помощь, является среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Именно этим уровнем определяется нуждаемость человека в том или ином виде материального обеспечения. Поэтому не случайно критерием нуждаемости является прожиточный минимум человека. Здесь следует сделать оговорку. Как из федерального, так и законодательства многих регионов прослеживается некая связь возникновения права на социальную помощь с размером имеющегося имущества, однако на практике такая связь, как правило, не имеет значения, поскольку отсутствует механизм, ее реализующий.
В Федеральном законе "О государственной социальной помощи" не содержится конкретного перечня лиц, имеющих право на социальную помощь от государства. Следовательно, можно предположить, что все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, при выполнении ими установленных условий имеют право на такую помощь. А это означает, что беженцы, вынужденные переселенцы, иностранцы, лица без гражданства могут претендовать на тот или иной вид государственной социальной помощи.
Для определения круга таких лиц обратимся к конституционным нормам. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ[13] социальное обеспечение гарантируется каждому. Следовательно, какого-либо ограничения на государственную социальную помощь (как вида социального обеспечения) и ее реализацию как для граждан России, так и для граждан других государств, лиц без гражданства (если иное не предусмотрено законом или договором) не устанавливается. Главное, что должно определять право на такую помощь, - это соблюдение гражданами условий для ее получения.
Поскольку право на получение социальной помощи не всегда персонифицировано, т.е. может возникнуть как у одиноко проживающего гражданина, так и у семьи в целом.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей данной помощи рассчитывается путем деления суммы доходов всех членов семьи за расчетный период (три месяца) на число членов семьи и на три.
Причем при обращении за государственной социальной помощью совершеннолетние члены семьи заявителя должны дать письменное согласие на получение данной помощи. В федеральном и региональных законах о государственной социальной помощи не содержится определения понятия семьи, как таковое оно вообще отсутствует в российском законодательстве. Единственное внятное определение понятия семьи (и то косвенное) содержится в ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации: "...к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке"[14]. На практике применение данной формулировки приводит к возникновению ряда вопросов. Могут ли быть отнесены к членам семьи брат или сестра, родные братья и сестры родителей (тети и дяди), бабушки и дедушки. Являются ли одной семьей проживающие совместно дети, имеющие свою семью, и родители. От ответа на эти вопросы зависит состав семьи лица, претендующего на получение помощи, и, следовательно, это оказывает влияние на доход.
Информация о работе Понятие и виды форм социального обеспечения в Российской Федерации