Понятие и виды форм права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 15:42, реферат

Описание работы

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).

Содержание

Введение 3
1. Понятия и признаки нормы права 4
2. Виды норм права 7
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды форм права.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     По  характеру обязательности правила  поведения выделяют следующие виды норм права:

     Императивные (категорические) нормы права. Правила, содержащиеся в императивных нормах права (как обязывание, запрет, так  и дозволение), не могут быть изменены соглашением сторон. Большая часть норм права является императивными.

     Диспозитивные нормы права. Они действуют лишь постольку, поскольку субъекты конкретного правоотношения не установили для себя иных правил поведения. Обычно диспозитивные нормы права формулируются следующим образом: должно быть то, “если иное не установлено законом или договором”.

     Рекомендательные  нормы права содержат правила, исполнение которых только желательно для государства, но не обязательно. В частности, такие  рекомендации давались ранее колхозам, иным негосударственным предприятиям по вопросам организации сельскохозяйственного производства и оплаты труда. Данный юридический институт является свидетельством важности права как инструмента социального управления. Обычно в этом случае право распространяет свое действие на те сферы общественных отношений, которые до того в силу различных причин: новизны, невозможности или нецелесообразности не подвергались правовому регулированию. Таким образом, сначала происходит очень осторожное вмешательство права в новые области общественных отношений, их юридическая регламентация. Кроме того, рекомендательные нормативные документы получили распространение в международном праве, где следует учитывать суверенность каждого государства, являющегося субъектом межгосударственных отношений.

     По  юридической силе различают нормы  права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. И те, и другие нормы имеют также свою иерархию.

     По  сфере действия существуют нормы  права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

     Нормы права могут распространять свое действие или на всю территорию государства, или только на определенную ее часть. В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.

     По  кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

     По  времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство; и нормы права временного действия, т. е. действия, заранее ограниченного определенным сроком.

     В зависимости от способа выражения  и закрепления, т. е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в .нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах. Данная классификация противоречит предложенному определению нормы права, как правила, устанавливаемого государством и содержащегося в нормативных актах, однако, нельзя не упомянуть о подобной теории классификации. 

     Так, в зависимости от механизма правореализации  выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статутные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т. е. при наличии соответствующего юридического факта.

     По  степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные  правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение.

     По  непосредственному предмету воздействия правовые нормы  можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические — регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более возрастает. Социальные — регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п.

     По  степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе все они “поощряют” такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это — правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения.

     Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т.е. предоставление различных материальных, духовных благ.

     Поощрительные нормы — это разновидность  управомочивающих либо обязывающих  норм. Диапазон их действия в праве  все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Это побуждает ряд ученых усматривать в поощрениях не особые поощрительные нормы права, а лишь “поощрительные санкции” к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что заслуживает внимания.

     Поощрительные нормы следует считать нормами  права, но выступающие не как правила  поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.

     Классификацию норм права можно проводить и  по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

 

Заключение

     В переводе с латинского «норма» означает правило, точное предписание, образец. Другими словами, непосредственным содержанием нормы является заключенная  в ней информация о должном  поведении в тех или иных условиях.

     Норма права является разновидностью  социальных норм, т.е. правил поведения  людей в обществе. Человек в  процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения,  обобщая накопленные знания и опыт. Созданное правило представляет собой единство объективного и субъективного факторов, где  объективными является  познанная закономерность развития общества, а субъективными - реакция индивида или социальной группы на эту закономерность.

     Норма права — правовая реальность даже в том случае, если она ни разу не применялась для регулирования  фактических отношений.

     Норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все  богатство социального опыта  общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.

 

Список  литературы

 
  1. Матузов Н.И. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2009. – 511 с.
  2. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 2006. – 540 с.
  3. Сырых, В.М. Теория государства и права / В.М. Сырых. – 5 – е изд. – М.: Юстицинформ, 2008. – 703 с.
  4. Теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева. – М.: Право и закон, 2008. – 576 с.
  5. Умнова, И.А. Признаки нормы права  /И.А. Умнова. //Государство и право. – 2004. - № 4. – С.15-17.

Информация о работе Понятие и виды форм права