Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:44, лекция
Законодательный процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего характеризует данный процесс в целом.
Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная власть). Все ветви единой государственной власти «властвуют», т.е. в чисто юридическом смысле они столь же авторитарны, как и в сфере государственного управления. Если быть последовательным, то следует признать, что не только административно-правовые отношения являются властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и уголовно-процессуальные, и трудовые и т.п.
Значит суть проблемы заключается
не в безапелляционности однобокой
характеристики административно-правовых
отношений, а в констатации присущих
им как разновидности
Властная природа права
Конечно, для административно-
Власть осуществляется в различных
вариантах правового
9.Система административного права.
Наряду с предметом и методом
регулирования третьей
Система административного права
– это совокупность взаимосвязанных
правовых институтов, норм, которые
регулируют однородные общественные отношения,
входящие в предмет отрасли права.
Группировка однородных административных
норм позволяет обеспечивать целостность
системы административного
Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
Каждая из частей включает в себя
несколько административно-
– административно-правовые статусы субъектов управленческих отношений;
– основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления), формы и методы государственного управления, административно-правовые режимы;
– административно-правовой статус негосударственных организаций;
– административное принуждение;
– обеспечение законности в государственном управлении.
Особенную часть составляют административно-правовые институты, регулирующие управленческие отношения в конкретных отраслях и сферах: в экономической, социально-культурной, административно-политической, межотраслевых сферах.
Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.
Глубокая связь имеется между административным правом и другими отраслями.
Так, например, административное право,
конкретизируя нормы
Если гражданское право
Административно-правовые нормы. Понятие
и структура
Административно-правовая норма – устанавливаемое государством правило поведения неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Административно-правовые нормы в
системе права предназначены
для урегулирования административно-правовых
отношений в сфере
Структурно административно-
Гипотеза – условие действия нормы. (часто это юридические факты, например, достижение определенного возраста). При регламентации деятельности аппарата управления она может быть прямо не выражена. Предполагается что она является условием соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Она может быть во вводной части нормативного акта, общей для многих норм, выражена в других нормативных актах, изложена в составе перечня других юридических фактов, содержать лишь общую характеристику условий применения нормы
Диспозиция – обстоятельства ее
действия, выражающие разрешения, запреты
или ограничения, То есть конкретное
поведение, урегулированное правовой
нормой. В диспозиции административно-правовой
нормы наряду с правами, обязанностями,
дозволениями могут определяться структура
органов, предметы ведения, рекомендации,
право на применение к другой стороне
административно-
Санкция – термин условный, так
как действие норм административного
права не всегда завершается наступлением
неблагоприятных последствий
Санкции административно-правовых норм весьма разнообразны: административные, дисциплинарные, материальные. Они могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными, основными и дополнительными.
Административно-правовые нормы не
всегда имеют 3 элемента – чаще всего
один из них отсутствует. Поэтому
эти нормы часто носят
Таким образом особенностями
– регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
– определяют административно-правовой статус (компетенцию, права, обязанности) субъектов управленческих отношений:
– содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.
– часто не имеют конкретных санкций и носят рекомендательный характер.
– обычно императивны, что выражается
в односторонности содержащихся
в них юридически-обязательных волеизъявлений
полномочных субъектов
нарушение административно-правовых норм влечет ответственность перед государством.
За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм (административное нормотворчество).
10.Исполнительные
органы власти и органы
Итак, исполнительная власть – категория
политико – правовая, в то время
как государственное управление
– категория организационно –
правовая. Право на существование
имеют обе эти государственно
– правовые категории. Соответственно,
государственное управление – реальность,
без которой государственно –
властный механизм работать практически
не может. По своему назначению оно
представляет собой не что иное,
как государственную
Свой реальный характер исполнительная
власть приобретает в деятельности особых
звеньев государственного аппарата, в
настоящее время именуемых исполнительными
органами, а по существу являющимися органами
государственного управления.
Следовательно, государственное управление,
понимаемое как исполнительно – распорядительная
деятельность, не противопоставляется
исполнительной власти, понимаемой как
деятельность субъектов этой власти.
Государственное управление – это вид
государственной деятельности, в рамках
которой практически реализуется исполнительная
власть.
Принципы государственного управления
и исполнительной власти подразделяются
на две основные группы: общие социально-правовые
и организационные.
Общие социально-правовые принципы носят
общедемократический характер и распространяются
на все отрасли и сферы государственного
управления, независимо от уровня или
места органа исполнительной власти, должностного
положения государственного служащего.
К таким принципам относятся:
– принцип народовластия, означающий,
что народ является единственным источником
власти и осуществляет свою власть как
непосредственно, так и через органы власти;
– принцип законности, заключающийся
в обязательности соблюдения законов
в государственном управлении, в его направленности
на исполнение законов, на поддержание
правопорядка, персональной ответственности
за нарушение закона;
– принцип разделения властей на законодательную,
судебную, исполнительную и осуществления
каждой ветвью власти своих функций в
установленных пределах;
– принцип федерализма – распределение
компетенций между федеральными органами
и органами субъектов федерации;
– принцип гласности, открытости, обязательности
опубликования законов и подзаконных
нормативных актов управления, затрагивающих
права, свободы и обязанности человека;
– принцип приоритета и гарантированности
прав личности как высшей социальной ценности,
защиты их от произвола органов государства
и должностных лиц.
Организационные принципы определяют
исходные начала организации и функционирования
аппарата государственного управления.
К ним относятся:
– сочетание отраслевых, территориальных,
линейных и функциональных начал;
– сочетание централизации и децентрализации;
– сочетание единоначалия и коллегиальности;
– рациональное распределение подведомственности
и полномочий между органами исполнительной
власти и их должностными лицами;
– ответственность органов исполнительной
власти и их должностных лиц за результаты
управленческой деятельности.
В таком случае не ясно, что следует понимать
под неравенством сторон в правовых отношениях.
Правовые нормы содержатся не только в
законодательных, но и в подзаконных юридических
актах. Законодательная и исполнительная
деятельность — два проявления государственной
власти. Социальное управление, понимаемое
в широком смысле, осуществляется как
в рамках законодательной, так и исполнительной
власти (равно как и судебной), причем цели
у них принципиально единые, что не может
не отразиться на правовом механизме реализации
функций осуществляющих их субъектов.
Равенство всех, например, перед законом
вовсе не означает равенства между
законодателем и исполнителем законов.
Аналогично строятся связи между
субъектами исполнительной власти и
теми, кто обязан по закону руководствоваться
в своей деятельности юридическими
волеизъявлениями этих субъектов, выраженными
в нормативной или иной форме.
Значит, речь должна идти о фактическом
неравенстве иного типа, характерном
для взаимоотношений между
Законодательная и исполнительная власть могут устанавливать не только дозволения, но также запреты и предписания, причем не сводящиеся в последнем случае исключительно к сфере государственного управления (публично-правовая сфера). Они затрагивают и частно-правовую сферу, для гражданского права являющуюся почти исключительной. Поэтому подчиненность и неравенство здесь мене заметны, чем в публично-правовой сфере общественных отношений.
Таким образом, общее неравенство и вытекающее из него «закононепослушание» еще не позволяют получить ответ на основной вопрос:
в чем же особенности конкретных правовых отношений и прежде всего административно-правовых. В рамках общего правового неравенства следует выделять его конкретные проявления либо те или иные варианты его трансформации в юридическое равенство (нахождении на одинаковом правовом уровне).
Характер административно-
Наиболее юридически отчетливо
оно проявляется в сфере
Практика:
Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса