Понятие и сущность законодательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:44, лекция

Описание работы

Законодательный процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего характеризует данный процесс в целом.
Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Работа содержит 1 файл

6_1.docx

— 33.24 Кб (Скачать)

6.Понятие и  сущность законодательного процесса

Законодательный процесс - главная  составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов, прежде всего характеризует  данный процесс в целом.

Каждое государство устанавливает  в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в  правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего  воздействия на общественные отношения  по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей  в их общении друг с другом.

Законодательства играет немаловажную роль в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в  чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов  и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения  свободы личности и прогресса  общества.

Говоря о законотворчестве как  о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех  или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования.

Законотворчество - основное звено  правотворчества. Правотворчество  начинается тогда, когда необходимость  нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс  правообразования вступают компетентные государственные органы.

Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается  непосредственно сам процесс  создания правовых норм компетентными  органами. В широкой трактовке  данный процесс «исчисляется» с  момента правотворческого замысла  и до практической реализации юридической  нормы (подготовка, принятие, опубликование  и т.д.).

Так же правотворчество занимает одно из основных звеньев механизма правового  регулирования общественных отношений. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:

Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре  разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая  роль при этом отводится привлечению  граждан, трудовых коллективов к  правотворческой деятельности, гласности  ее осуществления, что выступает  своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей  функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением  демократизма правотворчества является референдум.

Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно  связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными  знаниями и опытом в моделировании  законопроектов.

Законность правотворчества. Вся  правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего Конституции  РФ. Содержание правовых актов не должно быть антиправовым, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, нормам международного права.

С учетом субъектного состава органов  можно выделить три разновидности  правотворческой деятельности: правотворчество  государственных органов; санкционированное  правотворчество; народное правотворчество (референдум).

1. Правотворчество государственных  органов - представляет собой  такую разветвленную деятельность  всех органов государственной  власти и управления, в результате  которой формируется система  законодательства. Результатом правотворчества  могут быть законы и различного  рода подзаконные акты (указы  президента, постановления Правительства).

2. Санкционированное правотворчество  - это разрешенная государством  правотворческая деятельность должностных  лиц и некоторых негосударственных  организаций, результатом которой  являются исключительно подзаконные  акты.

3. Референдум - проводится по наиболее  важным вопросам государственной  и общественной жизни. С его  помощью народ осуществляет свою  власть непосредственно. Итоги  референдума окончательны, не подлежат  никакому утверждению.

Таким образом, «правотворчество»  представляет собой особую форму  государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм основанную на познании объективных  социальных потребностей и интересов  общества.

Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей  не только общую культуру, но требует  от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных  актов. Эти знания в мировой юридической  теории и практике именуются законодательной  техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых актов (законов  и подзаконных актов), их систематизации.

Успешная деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных  актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения к своей  миссии, от владения юридической наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании  и познании общечеловеческих ценностей  права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и право, реализующая практика.

Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими  знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться его мудростью. И  для того, чтобы переложить все  эти знания, народную мудрость и  свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально  использовать приемы законодательной  техники.

Итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный  результат, вслед за которым наступает  действие самого закона, заключающееся  в практическом регулировании соответствующих  общественных отношений.

Изучение действия закона позволяет  определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что  в свою очередь, воздействует в порядке  обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить  его практическим опытом.

7.Сущность судебной  деятельности.

Судебная власть, ее органы — неотъемлемая и в то же время своеобразная часть  механизма осуществления народовластия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, их органами. Принимая законы, законодательная власть определяет основные принципы организации и общее направление и содержание деятельности судебной власти. Исполнительная власть обеспечивает материально-технические основы деятельности судебной власти, подготовку соответствующих кадров и др. При этом, в соответствии с принципом разделения властей, ни законодательная, ни исполнительная власть не могут вмешиваться в практику осуществления правосудия, в судебную деятельность судов. «Юстиция отделена от управления на всех уровнях», — говорится в Конституции Австрии (ст. 94).

Органы правосудия — независимые  органы государственной власти, специфическими средствами и методами в рамках своей компетенции регулирующие общественные отношения, защищающие права и свободы человека и гражданина, исходя из принципов законности и справедливости. Конституция Франции (ст. 66) определяет судебную власть в качестве «хранительницы личной свободы». В Конституции Португалии (ч. 1 и 2 ст. 205), например, говорится, что «суды являются органами власти с компетенцией отправления правосудия от имени народа» и что «в отправлении правосудия судам надлежит обеспечивать защиту прав и интересов граждан, охраняемых законом, наказывать за нарушения демократической законности и улаживать конфликты общественных и частных интересов». Они — органы государственной власти, решения которых обязательны для всех граждан, должностных лиц и государственных органов. Эти решения и вытекающие из них санкции принимаются от имени государства. Данные общие черты присущи и другим органам государственной власти. Вместе с тем судебной власти и ее органам свойственны и специфические черты, отличающие ее от законодательной и исполнительной властей.

Во-первых, в демократическом государстве  судебная власть выполняет исключительную, только ей присущую функцию — функцию правосудия, которую не могут и не должны выполнять никакие другие органы или лица. Если законодательную власть очень часто осуществляют совместно парламент и президент или монарх, а исполнительную — президент или монарх и правительство, то судебную власть — только суды, судьи. «Судебная власть вверяется судьям», — говорится в Основном законе ФРГ (ст. 92). «Судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого народа», — отмечается в Конституции Греции (ч. 3 ст. 26). В подавляющем большинстве конституций стран СНГ специально подчеркивается, что правосудие в них осуществляется только (исключительно) судом (судами).

Во-вторых, судебная власть осуществляется в особой установленной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опирающегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной процедуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда. Соблюдение таких процессуальных форм призвано обеспечить гарантии принятия судом действительно правовых решений, т.е. гарантии правосудия. Эти формы и процедуры регулируются соответствующими нормами процессуального права.

В-третьих, судебную власть непосредственно  осуществляет не только высший ее орган, но и вся система органов этой власти. Каждое из звеньев этой системы  — от низовых до верховных судов  — является носителем судебной власти и решает судебные споры совершенно самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и правосознанием. «Судьи независимы при осуществлении своих судейских обязанностей», — гласит ч. 1 ст. 87 Конституции Австрии. «Судьи независимы и подчиняются только закону», — закрепляется в ч. 1 ст. 97 Основного закона ФРГ. Аналогичные положения, определяющие особый статус судей, прежде всего их независимость и подчиненность только Конституции и закону, содержатся так или иначе в большинстве конституций стран мира. Иногда в них прямо идет речь о том, что гарантом независимости судебной власти является глава государства. Так, в ст. 64 Конституции Франции говорится, что гарантом независимости судебной власти является Президент Республики. Аналогичное положение содержится в Конституции Армении (ст. 94). Это определяет и своеобразие осуществления контроля за деятельностью судов, который может носить только правовой характер, т.е. заключаться в проверке законности судебных решений и соблюдения судами процессуальных норм их принятия. В соответствии с принципом независимости деятельности органов судебной власти такой контроль несовместим с вмешательством законодательных и исполнительных органов в осуществление правосудия.

Осуществление правосудия — главная  и основная, но не единственная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно отсутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом ограничение правосубъектности граждан (например, признание лица недееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, несомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции судебной власти.

Деятельность судов по разрешению правовых споров называется юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой деятельности — юрисдикцией (oт лат. jurisdictio — судебное разбирательство, судебный округ). Совокупность судов и их деятельность обычно именуются юстицией (от лат justitia — справедливость). В зависимости от предмета и направления их деятельности различают, с одной стороны, суды общей и специальной юрисдикции; а с другой — конституционную, административную и другие юстиции. В части стран для совокупного обозначения судей, прокуроров при судах и судебных следователей используется такое понятие, как магистратура, что нередко находит свое отражение и в их конституциях. В состав магистратуры не входят другие государственные служащие, работающие в судах (например, секретари судебных заседаний, работники канцелярий судов и др.).

8.Сущность управленческой  деятельности.

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого другого  вида социального управления, диктует  необходимость выделения субъекта управления т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, в руках которой концентрируется  власть. В силу этого всегда на лицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления. Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как «команда»; это — мостик к формуле «власть — подчинение».  

Конечно, слово «команда» звучит достаточно жестко. Но всегда надо исходить из реального учета того, что все  зависит от регулируемой ситуации. В одних случаях (например, в условиях чрезвычайного положения) она, действительно, жесткая, но в других может ощущаться  как мягкое воздействие на поведение (например, дозволение, стимулирование). Поскольку государственное управление властно, трудно представить в ином виде процесс упорядочивающего (регулирующего) воздействия на волю, сознание и  поведение управляемых.

Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса