Понятие и сущность Конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 14:45, реферат

Описание работы

В рамках данного реферата мной будут рассмотрены понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства, раскрыто понятие Конституции РФ, прослежено изменение термина "Конституция" в течении истории. Также будет дана характеристика сущности Конституции РФ, ее характерные черты и условия ее принятия.

В качестве основополагающих источников в данном реферате мною были использованы Конституция Российской Федерации 1993 года, учебники "Конституционное право Российской Федерации" под редакцией М.В. Баглая, "Государственное право РФ" под редакцией О.Е. Кутафина, а также ряд других источников по конституционному праву и истории конституционализма в России.

Содержание

Введение 3

Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства 4

Исторические аспекты развития Конституции 7

Структура конституции РФ 9

Функции Конституции 11

Заключение 13

Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность конституции.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

 

Структура конституции РФ

 

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы  и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические  и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит  из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции  и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и  переходные положения и служит основой  преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции РФ можно  отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права  и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент  Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное  Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство  Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное  самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные  поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

По своей  структуре и содержанию новая  Конституция близка к

традиционным  конституциям развитых демократических  стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию  деятельности всех властей в государстве  и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

  Из  девяти глав Конституции организации  власти посвящено полностью пять (гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное устройство").

К характерной  черте Конституции РФ 1993 г. относится  наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

  Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской  Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80,согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". И наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г.является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиями, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург 

Функции Конституции

 

Роль конституции  в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении     политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. 

Предоставляя  политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов,   принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации  выражается и в ее гуманистической  функции. Она состоит в том, что  в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

 

Заключение

 

  Конституция РФ - это единый, обладающий особыми  юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного  и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

  • учредительный характер (нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные органы и т.д.);
  • легитимность (Конституция - это акт, принимаемый, как правило, народом, или от имени народа);
  • верховенство (Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, обеспечивает формирование правового государства, подчинение государства праву);
  • прямое действие (Конституцию РФ должны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);
  • реальность ( соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способностью объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);
  • наличие базовых, основных принципов(она определяет процесс правотворчества - устанавливает порядок и субъектов принятия правовых актов, содержит перечень нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней) ;
  • программность (конституционные положения придают ориентацию развитию общества, характеризуют общность важнейших целей государства, личности в какой-то степени отражают общенациональную, общенародную идею);
  • стабильность (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);
  • особая охрана (в ней задействована вся система государственных органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных правовых формах).

  В заключение хотелось бы отметить, что система  охраны Конституции РФ еще находится  в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение  такой системы свидетельствует  о повышении роли Конституции  в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование  всем гражданам России и не допустить  возврата к тоталитаризму.

 

Список  литературы

 
  1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006.
  2. В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. –М.: Юристъ, 1996.
  3. Государственное право РФ. Учебник. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юридическая литература,1996.
  4. "Проблемы реализации Конституции России 1993 года" РИА "Новости" от 11.12.2008
  5. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"
  6. Ст.2 Закона Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР»
  7. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.
  8. Конституция РФ.

Информация о работе Понятие и сущность Конституции