Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель написания этой работы - всестороннее изучение Конституции Российской Федерации, как основополагающего источника Конституционного права России.
К задачам данного исследования относятся: раскрытие понятия и содержания Конституции Российской Федерации, изучение её формы и структуры, определение юридических свойств данного нормативного правового акта.
Введение…………………………………………………………………….........3
Понятие и сущность Конституции Российской Федерации…………………..5
Юридические свойства Конституции Российской Федерации .......................10
Конституция Российской Федерации: форма, структура…………………..15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………...22
Реальность любой конституции, в том числе и Конституции Российской Федерации, должна обеспечиваться постоянным расширением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящей из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и цели ее создавать и укреплять.
Можно говорить еще об одной предпосылке реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство уважения к конституции, необходимость соблюдения ее норм. Если у конституции нет авторитета в обществе, это, можно сказать, признак того, что она не имеет реального значения; и наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у граждан есть вера в непреложность конституционных постулатов, она поможет скорректировать действительность в духе основного закона.
Народность, эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.
Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, значит закрепляемые в конституциях общественные отношения являются результатом деятельности народа[12].
Это относится и к Конституции Российской Федерации. Вне всякого сомнения, изменения в жизни нашей страны были инициированы определенными общественными силами. Однако, предлагая свои пути, они исходили из назревших объективных условий и потребностей народа. Иначе говоря, кое-что уже сформировалось в обществе, а что-то уже было на грани образования, но нужна была определенная нормативная основа. И не случайно конституционные реформы получили воплощение в жизни, хотя проблемы были и есть немалые, поскольку создается новая социальная система. Таким образом, народность Конституции Российской Федерации заключается и в том, что она фиксирует определенные итоги по созданию гражданами Российской Федерации нового общества, и в том, что Конституция является опорой на будущее, отражает задачи и перспективы развития России.
Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. Данное положение также приемлемо и для отечественных конституций.
При разработке ныне действующей Конституции Российской Федерации официально такое мероприятие как всенародное обсуждение проекта не проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии, и появившийся на последнем этапе проект Президента Российской Федерации публиковались в газетах и отдельными изданиями с миллионными тиражами. Поэтому граждане смогли ознакомиться с текстами и вносить по ним свои предложения.
Зато для данной Конституции характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).
Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным органом государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции Российской Федерации 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции[13].
На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.
Если категория «содержание» отвечает на вопрос что именно в Конституции заключено, то «форма» дает представление о том, какая внутренняя организация этого содержания, и в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер. Конституция как явление общественной жизни выступает в единстве формы и содержания.
Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.
Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы, разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о ее организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других причин, система Конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами.
Структура Конституции – это логическая взаимосвязь различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, которые составляют один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.
В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.
Действующая Конституция Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов[14]. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданину, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции Российской Федерации, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя России, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Этим нормам должны соответствовать все иные положения Конституции.
Закрепление в Конституции РФ (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в Главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Эта глава содержит 48 статей, в которых закрепляются принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина. Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве — свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определения взаимоотношений Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепления конституционных механизмов разрешения споров о компетенции. Глава 3 — «Федеративное устройство» — содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения, закрепленные в главе 1, в частности в ст. 1, 4, 5. Нормы данной главы дают полный, исчерпывающий перечень наименований субъектов РФ; характеризируют конституционный статус РФ и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и властью субъектов Федерации.
Главы 4—8 закрепляют основы организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента Российской Федерации; полномочия Президента Российской Федерации, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности. Глава 5 «Федеральное Собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 16 статей, которые закрепляют статус Федерального Собрания — парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структуру; компетенцию Совета Федерации — верхней палаты парламента и Государственной Думы — нижней палаты парламента; нормы о законодательном процессе в РФ. Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок выражения недоверия Правительству и его отставки.
В Главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризирующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации. Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положения ст. 12 Конституции Российской Федерации и закрепляет систему местного самоуправления в России, функции местного самоуправления в РФ, гарантии местного самоуправления. Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции Российской Федерации.
В силу особенностей своего статуса, обусловленных особой процедурой принятия, Конституция не является законом в общепринятом понимании.
Конституция - универсальный правовой документ, обладающий юридическим верховенством, высшей юридической силой. Она возглавляет иерархию источников конституционного права.
Конституция - это акт совместного творчества человека, государства и общества, а значит, она должна подвергать прямому регулированию не только вопросы организации государственной власти, но и принципиальные вопросы взаимоотношений человека, государства и общества, которые в конституционных правоотношениях должны являться паритетными субъектами.
С юридической точки зрения сущность Конституции заключается в установлении между человеком, обществом и государством таких модельных отношений, развитие которых служило бы, прежде всего интересам человека и способствовало бы его продвижению по пути создания общества, состоящего из свободных людей. В установлении реальных гарантий в целях охраны государственной власти от использования ее не по назначению.
Непосредственно структуру Конституции Российской Федерации можно отобразить следующим образом:
1 Преамбула
2 Раздел первый
2.1 Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
2.2 Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
2.3 Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
2.4 Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
2.5 Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
2.6 Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
2.7 Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
2.8 Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
2.9 Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)\
3 Раздел второй. Заключительные и переходные положения.
В заключении следует отметить, что Конституция Российской Федерации представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, Конституция обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.