Понятие и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы вытекает из того, что вопросы правового государства широко обсуждаются в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее приемлемого оформления и осуществления. Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в научном исследовании политологии и правоведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1Сущность и типы государства 7
1.1 Понятие, сущность государства, его социальное назначение 7
1.2 Признаки государства 9
1.3 Типология государств 12
2 Понятие и сущность права 18
2.1 Понятие права, его сущность и содержание права 18
2.2 Основные направления учений о праве 22
2.3 Принципы и функции права 26
3 Демократия: принципы, установки и ценности 31
3.1 Понятие демократии. Истоки и содержание. 31
3.2 Формы проявления демократии 35
3.3 Конституционные основы демократии 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Асель измен.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае  и ряде других стран. Среди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом Первой мировой войны и привлекших к себе внимание международной общественности, можно назвать референдум 1905 г. в Норвегии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решался важный вопрос о дальнейшем пребывании этого государства в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что его решение было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии [20].

Периодическое проведение референдумов практиковалось в западных странах не только в предшествовавшие Первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX — начале XX в. и под ее влиянием в конституциях некоторых стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.

В научной литературе широко распространено, например, подразделение  референдумов на конституционные, законодательные и консультативные. По сфере применения референдумы классифицируются на общенациональные (проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов) или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.).

Референдум как форма  выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально  важных нормативно-правовых актов и  политических решений, несомненно, является достоянием не, одной нации или народа, а всего человечества.

 

      3.3  Конституционные основы демократии

 

Демократический характер политической системы определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Важное значение для развития демократической теории имели формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений на политическую власть, ограничений, требуемых для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.

Главная идея конституции  — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти. Фиксирует, какие органы или ветви осуществляют соответственно законодательные, исполнительные и судебные функции, как они формируются, как взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и др.

Вопрос о конституционализме соприкасается со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правительство — это по своей сути демократическое правительство. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, а также относительно того, как они связаны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет писаной конституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, а традицией и обычаем утверждаются их прерогативы и рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть «краткой и туманной», отражает реальности эпохи, в которой конституции являются сводами правил с широкими потенциальными возможностями для злоупотреблений.

В современных условиях жизнеспособность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и др. Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая это название, включает в себя следующие основополагающие положения: верховенство закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов.

Демократическая конституция  выполняет три основополагающие функции: выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксацию определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.

Унитарные государства  имеют конституции, представляющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, что оставляет широкое поле для маневра законодательной и исполнительной ветвям власти.

Конституция фиксирует  фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политическую власть, призванную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. В таком контексте конституция дополняет существующие в обществе противовесы власти, такие как общепринятые морально-этические правила и нормы, системы ценностей, промежуточные институты (семья, община, церковь, заинтересованные группы и др.).

Иначе говоря, ограничения  составляют краеугольный камень конституционализма, и поэтому та или иначе система  ограничений занимает центральное место в любой конституции, заслуживающей это название. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства.

Новая Конституция Республики Казахстан, признавая идеологическое и политическое многообразие, не допуская слияния общественных и государственных институтов (ст.5), создает основу для нового уровня взаимоотношений государства и общества, для формирования гражданского общества.

Увеличение возможностей для выражения и действий автономных групп по интересам, расширение деятельности политических партий и объединений, независимых от государства, формирует фундамент демократии и политическое сознание граждан. Баланс между государственными институтами и политическими партиями, группами по интересам, объединениями - одно из наиболее вероятных и желательных направлений дальнейшей демократизации общества.

Конституция закрепила  основы для становления сильной  законодательной и судебной власти. Парламент занимается только созданием  законов, то есть профессионально выполняет свою непосредственную функцию.

Демократия несовместима с высокоцентрализованной структурой власти. Поэтому одним из требований демократии является усиление местного управления, путем гарантирования ему  большей сферы общественного  дохода и эффективной власти. Конституционный раздел "Местное государственное управление и само управление" оставляет простор законодателю для дальнейшего формирования полноценной и демократической системы местного управления, совершенно необходимой при большой территории государства. Если сейчас отказ от разделения органов местного самоуправления на представительные и исполнительные, выборность и назначение акимов самим населением пока невозможны, то в обозримом будущем с нарастанием демократизации общества децентрализация власти  также будет набирать силу.

Важнейшим условием демократии является эффективное и приверженное демократии лидерство [21].

Особенность казахстанской  Конституции 1995 г., в том, что она  построена с расчетом на конкретного лидера. Не случайно ее называют - Конституция Назарбаева. Но многих и в стране и за рубежом беспокоит, в каком направлении пойдет Казахстан без Назарбаева? Не придет ли на смену ему лидер, который использует огромную президентскую власть не на благо, а во зло?

Ответом на этот вопрос могут служить те реальные изменения в политической системе республики, которые произошли за последние годы. Становление и функционирование политических институтов, посредством которых общество осуществляет властные решения (политические партии, законодательство, исполнительная, судебная власть), демонстрируют твердый курс на построение правового демократического общества. Новая Конституция закрепляет демократическую политическую систему, создает механизм сдержек и противовесов между властями, механизм передачи власти.

Она может служить  основой изменения политической культуры, то есть ценностей, поведения, ориентации, мифов и верований, относящихся к политике и доминирующих в обществе. Безусловно, политическая культура меняется значительно медленнее, чем создаются новые институты. Не сразу, не кардинально, но поворот общественного сознания в сторону демократии, правового государства очевиден.

Все это в совокупности позволяет говорить о создании такой политической системы, которая, независимо от личности лидера, означает необратимость демократических преобразований в стране.

Конституция и демократия — близкие понятия. Та и другая напрямую связаны. Если в основном законе не сформулированы демократические  принципы руководства обществом, то в такой стране невозможна и сама демократия.

Конституция Республики Казахстан закрепляет главные черты  государства, которые позволяют  определить его сущность. Это демократическое, правовое,  социальное, светское государство (ст.1, 7, 14).

Демократический характер государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение власти, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

Конституция Республики Казахстан закрепляет основы народовластия. Единственным источником и является ее многонациональный народ. Народовластие осуществляется в следующих основных формах:

- непосредственной демократии, т. е. осуществление народом  своей власти непосредственно,  прежде всего, путем референдума  и свободных выборов, которые  Конституция определяет как высшее непосредственное выражение власти народов;

- представительной демократии, т. е. осуществления народом  своей власти через органы  государственной власти и органов  местного самоуправления.

Как и во многих странах мира, наша Конституция не является чем-то застывшим. Об этом свидетельствуют внесенные изменения и дополнения в Конституцию от 19 июня 2007 года, согласно велению времени.

 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог вышеизложенному  материалу можно сделать следующие выводы

Во-первых, содержание, цели и функции государства определяет его сущность. Сущность государства  – это главное назначение государства, его стержень. В любом государстве  существуют две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная. кроме того государство само по себе составляет социальную необходимость, так как оно является гарантом стабильности, порядка, хранителем прав и свобод человека.

Наиболее общими признаками государства являются

1. территория

2. население

3. публичная власть.

Существует в настоящее время формационный и цивилизованный подходы к типологии государства.

Во-вторых,  право –  это продукт общественного развития, основной нормативный регулятор  общественных отношений. Право - социальное   явление,   без   которого   невозможно   существование цивилизованного   общества.  В   нормативной   форме право  должно   отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.   Тесная связь права с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Основные направления учения о праве: теория естественного права, историческая школа права, теория нормативистского понимания права, юридический позивитизм, реалистическая школа права,  социологическая школа права, материалистическая теория права.

Функции права - это основные направления его воздействия  на общественные отношения,  определяемые  его  сущностью  и  социальным  назначением  Основные функции права  -

регулятивная, охранительная.

В-третьих,  демократизация сегодня — одна из главных тенденций глобального развития.  В ХХ веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Трудно назвать  также проблему, которая привлекала бы столь пристальное внимание исследователей, как проблема демократического государства. Эта проблема необъятна по своим масштабам, поэтому естественно, всестороннее   ее рассмотрение  затруднительно. Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Сегодня принято считать Республику Казахстан - демократическим государством.  Конституция РК закрепляет главные черты государства и его сущность, как демократическое, правовое, социальное, светское государство. Демократический  характер нашего государства находит свое выражение в структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства.

Информация о работе Понятие и сущность государства