Понятие и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы вытекает из того, что вопросы правового государства широко обсуждаются в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее приемлемого оформления и осуществления. Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в научном исследовании политологии и правоведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1Сущность и типы государства 7
1.1 Понятие, сущность государства, его социальное назначение 7
1.2 Признаки государства 9
1.3 Типология государств 12
2 Понятие и сущность права 18
2.1 Понятие права, его сущность и содержание права 18
2.2 Основные направления учений о праве 22
2.3 Принципы и функции права 26
3 Демократия: принципы, установки и ценности 31
3.1 Понятие демократии. Истоки и содержание. 31
3.2 Формы проявления демократии 35
3.3 Конституционные основы демократии 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Асель измен.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Прямая демократия такого рода рассматривалась в качестве идеальной формы многими мыслителями Нового времени. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся в конституциях ряда стран (например, Швейцарии), могут рассматриваться как элементы прямой демократии, унаследованные от прошлого представительной демократией.

Другое важное отличие  античной демократии в сравнении  с современной состояло в трактовке равенства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя разработке и решению общественных проблем. Современные же демократии, как правило, не признают в политической сфере какие бы то ни было различия и привилегии, основанные на социальном происхождении, классе, расе и поле [18].

В средние века отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля возрос интерес к вопросам, касающимся разработки принципов наиболее совершенных, по представлениям того периода, форм правления. Высказывались доводы относительно того, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества.  Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озбоченных проблемой достижения единства общества, рассматривали монархию, т.е. правление одного, как наилучшую форму, наиболее пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства взамен феодальных хартий вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в XVII в. в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты «Петиция о правах» (1628), «Хабеас корпус акт» (1679), «Билль о правах» (1689), в которых были зафиксированы писанные юридически-правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее мощное развитие в Декларации независимости и Конституции США, в Декларации прав человека и гражданина и Конституции Великой французской революции конца XVIII в.

Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность.

XX век внес свои  коррективы в теорию и практику  демократии. 
     Демократия – это одна из основных форм политической самоорганизации общества.  В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, представительная, народная, социалистическая.

Несомненно, необходимым  условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство.

Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. При этом надо помнить, что там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ.

Рыночная система и  свободная конкуренция, как показывает мировой опыт, обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но в то же время рыночные силы постоянно порождают социальную несправедливость, выталкивая часть граждан на обочину общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности остается постоянно воспроизводящим себя противоречием современного индустриального общества. Главную цель государства благосостояния его сторонники усматривали и продолжают усматривать в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости [19].

Другими словами, в государстве благосостояния политические права дополняются социальными правами, предусматривающими предоставление всем членам общества принятого в данном обществе минимума материальных благ.  Вводится принцип социальной ответственности как частных корпораций, так и государства. Социальные программы становятся неотъемлемой частью правового государства. Более того, правовое государство приобретает форму государства благосостояния. На этой основе происходит расширение функций государства, во многом дополняющих, а в ряде случаев и заменяющих функции институтов гражданского общества.

Демократизация сегодня  — одна из главных тенденций глобального  развития.  Мировой опыт показывает, что экономические реформы и  политическая либерализация — процессы взаимозависимые и взаимообусловленные. С другой стороны, рыночная экономика не терпит авторитарно-административного давления и требует демократического устройства. Это фундаментальное правило свободной рыночной конкуренции и условие дальнейшего продвижения вперед.

к настоящему времени мы заложили фундамент демократической политической системы.

К определению демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое  признание и институциональное  выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

  1. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.
  2. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
  3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране.

Демократию каждый понимает по-своему. Потому что само понятие  полно внутренних противоречий. Если вовремя не замечать их и не вносить коррективы, то сам этот институт может впасть в кризис.

Кроме того,  демократия — не голые принципы.

1. Она должна оказывать  воздействие на позитивные изменения в обществе, помогать нам в борьбе с охватившей страну коррупцией, с казнокрадством и взяточничеством. Если не будет покончено  с такими позорными явлениями в обществе, трудно ожидать положительных изменений.   А реальность такова: во-первых, — это нечестный путь, когда все богатства, нажитые без труда и пота, сосредоточены в руках небольшой группы людей, а большинство влачат полунищенское существование; во-вторых, в народе теряется вера во власть и чиновников, в само будущее государства. Теряется авторитет государства и появляются сомнения в правильности избранного пути развития.

2.  Демократия должна  обеспечить правильное руководство  экономикой, основанное на неукоснительном следовании законам. Она должна поднимать дух народа и помогать улучшать уровень жизни граждан. Демократия должна способствовать установлению в обществе справедливости. Иначе все останется на уровне пустых лозунгов и не принесет ей авторитета. Никому не нужна декларированная, не подкрепленная привлекательным содержанием демократия.

3.  Демократия должна  помочь народу строить свободную  мирную жизнь, без опасений и оглядки. Только тогда она станет уважаемой в обществе ценностью и будет признаваться гражданами.  Государство устраивает только та демократия, которая будет работать на народ и общество.

3. Дальнейшее развитие  демократии необходимо сочетать  с усилением 
фундамента независимости республики. Иначе цена демократии — копейка. Но наша независимость должна   опираться на конкретные дела сегодняшнего дня.  Независимость—святое понятие, на протяжении веков жаждал ее народ. Но  сегодня нельзя успокаиваться на том, что приобрели ее, и думать, что почувствовали ее прелести и теперь не променяем независимость ни на какой другой рай.  С этой мечтой простые люди связывали достойную жизнь, достаток и изобилие, хорошую работу в радость. Они никак не ожидали, что независимость принесет им бедность и безработицу, воровство и взяточничество чиновников, незаконное обогащение одних за счет слез и пота большинства.

Прекрасно понимая это, Глава государства в своих  традиционных ежегодных посланиях  народу придает большое значение этим вопросам.  Задача Правительства  — обеспечить финансовые и организационные  ресурсы и обозначить социально-экономические пути выполнения предложенных мероприятий. Но какими бы ни были хорошими планы и замыслы, без непосредственного участия масс они обречены на неудачу. Масштабные дела в обществе делаются только руками большинства. Поэтому Послание Президента РК нуждается не только в поддержке, но и в энергичном и активном участии всех и каждого в реализации поставленных в нем задач. Народ не должен оставаться сторонним наблюдателем и выжидать, что получится из задумки Президента. Это и есть один из принципов демократического правового государства.

В заключение, еще раз  о сути демократии:

-  Основным носителем  власти является народ, поэтому  он должен принимать непосредственное  участие в формировании всех  ее уровней.

-  Власть не должна  принадлежать одной группе или одному человеку, необходимо реальное разделение полномочий трех ее ветвей, основанное на системе сдержек и противовесов, чтобы не допускать узурпации власти одной из них.

-  Судебная система  должна быть независимой, подчиняться  только Конституции и законам, обеспечивать верховенство закона в жизнедеятельности общества.

-  Должна быть обеспечена  реальная свобода слова и честность  выборов, созданы условия для  полного осуществления гражданами  своих прав.

Выполнение всех  этих требований является самой надежной гарантией демократического пути развития государства.

Словом, демократия разнолика, но ее суть одна: добиваться оптимальной  организации правления обществом, где каждый имел бы право на свободу и на равный старт для реализации собственных потенциальных возможностей и самоорганизации своей личной жизни.

 

3.2 Формы проявления демократии

 

В настоящее время  термин «демократия» используется в  нескольких значениях.

Во-первых, в своем  первоначальном смысле он означает форму  правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.

Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической.

В-третьих, это форма  правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия.

В-четвертых, термин «демократический»  часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества. Различают две разновидности форм демократии.

- формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей,

-  формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.) с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

В научной литературе и публицистике много пишут о  формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию таких форм непосредственной демократии, как петиции, собрания, сходы, всенародные опросы, референдумы и др.

одной из таких форм является референдум.

Референдум в рамках западной демократии является далеко не новой формой непосредственного  участия населения в решении  глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосударственных и межгосударственных проблем. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его «родиной» — Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых более ста только по конституционным вопросам.

Информация о работе Понятие и сущность государства