Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа
Нормативный характер права предопределяется самой природой и назначением права как совокупности правил поведения (норм), призванных закреплять и регулировать складывающиеся или сложившиеся отношения между людьми, а также создаваемыми ими государственными и общественными органами и организациями.Актуальность темы заключается в том, что без наличия норм права, регулирующих весь спектр общественных отношений, невозможна реализация прав, свобод и законных интересов, человека и гражданина в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1 Понятие и признаки нормы права……………………………………...4.
Глава 2 Структура нормы права………………………………………………..12.
2.1 Гипотеза…………………………………………………………………….. 18.
2.2 Диспозиция…………………………………………………………………..19.
2.3 Санкция……………………………………………………………………...21.
Заключение ……………………………………………………………………...24.
Список использованной литературы…………………………………………..26.
В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.
Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.
Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.
Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.
По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.
Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ28 в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.
Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.
Кумулятивные
(смешанные, сложные) санкции. Они предполагают
применение к правонарушителям наряду
с основными мерами наказания дополнительных
мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК
РФ «превышение руководителем или служащим
частной охранной или детективной службы
полномочий, предоставленных им в соответствии
с лицензией, вопреки задачам своей деятельности,
если это деяние совершено с применением
насилия или с угрозой его применения,
— наказывается ограничением свободы
на срок до трех лет, либо арестом на срок
до шести месяцев, либо лишением свободы
на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового».
Заключение
В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Норма имеет исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.
Правовыми можно считать нормы, которые:
исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;
изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Каждая норма права имеет вполне определенное строение, т. е. состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру, под которой понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность.
Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор поведения и действий субъектов, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она должна действовать, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно принято выделять следующие структурные элементы нормы права — гипотезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной.
В науке было сформулировано учение о логической норме права, под которой понимается выявляемое логическим путем общее правило, раскрывающее связи между нормативными предписаниями и обладающее набором свойств, характеризующих государственно-властную и регулятивную природу нормы права.
В таком случае формулу микроструктуры нормы права можно представить в виде «если — то — иначе». В данной формуле «если» представляет гипотезу, «то» — диспозицию, «иначе» — санкцию.
Среди юристов нет единого мнения о структуре нормы права.
Первая (и самая распространенная) позиция (точка зрения) — норма права имеет трехзвенную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Но существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей. Эту позицию поддерживали еще некоторые представители дореволюционной науки.
В настоящее время в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма-предписание.
Таким
образом, норма права может представляться
как логическая норма, состоящая из трёх
элементов либо норма-предписание, которая
включает в себя две части (гипотезы и
диспозиции или диспозиции и санкции).
Список
использованной литературы:
Информация о работе Понятие и структурные элементы нормы права