Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа
Нормативный характер права предопределяется самой природой и назначением права как совокупности правил поведения (норм), призванных закреплять и регулировать складывающиеся или сложившиеся отношения между людьми, а также создаваемыми ими государственными и общественными органами и организациями.Актуальность темы заключается в том, что без наличия норм права, регулирующих весь спектр общественных отношений, невозможна реализация прав, свобод и законных интересов, человека и гражданина в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..3.
Глава 1 Понятие и признаки нормы права……………………………………...4.
Глава 2 Структура нормы права………………………………………………..12.
2.1 Гипотеза…………………………………………………………………….. 18.
2.2 Диспозиция…………………………………………………………………..19.
2.3 Санкция……………………………………………………………………...21.
Заключение ……………………………………………………………………...24.
Список использованной литературы…………………………………………..26.
Таким образом, государственная воля в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный характер, соответствующий интересам господствующих слоев, групп, классов или большинства граждан. Воля господствующего слоя, группы, класса или большинства граждан, для того чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через государственный нормотворческий механизм и трансформироваться в государственную волю. Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества, обладают определенной сущностью, имеют конкретную форму и содержание. Сущность, как известно, устанавливает, чьим интересам служит право и чью волю, оно выражает. В отдельной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах или отраслях, а также в праве в целом.
Охрана и обеспеченность государственным принуждением норм права. Относительно этого признака существуют различные подходы. Так, Е.Н. Трубецкой еще в начале XX в. утверждал, что в государственно-правовой жизни можно указать на целый ряд случаев, когда норма права, как и право в целом, «не сопровождается принуждением, и наоборот, принуждение является при полном отсутствии права». Существует множество норм позитивного (положительного) права, пояснял автор, «коих обязательность обусловливается вовсе не санкцией государственной власти, а какими-либо другими внешними факторами, например тем, что таков был обычай у отцов и дедов, что так постановил тот и другой собор пастырей церкви, та или другая международная конференция».8
Безусловно, во взглядах Е.Н. Трубецкого существует рациональное зерно. Говоря о мерах государственного воздействия, не следует полагать, что нормы права реализуются лишь из-за существования угрозы государственного принуждения. Значительную роль играют воспитательные меры, авторитет государства и права у своих граждан, меры убеждения, религиозные догматы. Однако следует согласиться с мнением другого известного русского юриста И.В. Михайловского, который писал, что «не всякое принуждение, а только принуждение организованное, осуществляемое в порядке и в пределах, указанных законом», следует рассматривать в качестве признака нормы права. При этом отмечал автор сам термин «принуждение» применительно к нормам права нельзя толковать произвольно, а тем более ставить рядом с актом насилия и произвола. Данный термин, по мнению автора, должен использоваться лишь в двух смыслах:
Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
Следует отметить, что среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения, обусловленной характером правонарушения, могут выступать наказание правонарушителя, возмещение причиненного его противоправными действиями вреда, восстановление нарушенного права, выполнение невыполненных обязательств.
Формальная определенность означает, что нормы права должны содержаться в формах (источниках) права, которые устанавливаются (или санкционируются) государством в порядке установленной законом процедуры. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.10 Содержание правовой нормы облекается в соответствующую форму. Наиболее распространенная форма — юридическое предписание, которое имеет письменную и документальную формы. Иначе говоря, норма права в устной форме не существует, кроме того, нормативное предписание содержится в статьях или частях нормативных правовых актов.
Общий характер нормы права указывает на то, что норма права представляет собой общий, типовой вариант поведения. В отличие от обычных распоряжений по конкретным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а широкому кругу лиц. Действие нормы права рассчитано на неограниченное число случаев, на многократное применение.
Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция РФ11, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а во многих случаях — также к иностранцам и лицам без гражданства.
Менее общий характер имеют нормы права, обращенные лишь к отдельным слоям или группам населения (студентам, пенсионерам, военнослужащим, должностным лицам).
Норма права предполагает обязательность для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса. Так как представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.12
Норма обладает качеством системности, которое проявляется в её структурном построении, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права.
В юридической литературе принято выделять: логическое, волевое и социально-юридическое содержание нормы права.
Логическое содержание выражается в заключенном в норме права суждении, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержатся предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Например, в ст. 50 (ч. 2) Конституции РФ закреплено: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона». Эта норма содержит предписывающее установление. Статья 65 Конституции РФ, в которой перечисляются субъекты Российской Федерации, имеет описывающее содержание. В ст. 45 (ч. 2) Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Здесь налицо оценочный момент — способы защиты прав и свобод не должны быть запрещены законом.
Волевое содержание нормы права выражается в стремлении государства и общества урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
Социально-юридическое содержание нормы права составляют общественное отношение, ставшее предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регулировании данного общественного отношения.
С возникновением государства изменяется вся картина нормативной социальной регуляции в обществе. Постепенно все большее количество групп, видов общественных отношений начинают регламентироваться правовыми нормами, изданными государством. По сути, в современных развитых правовых системах все правовые нормы, так или иначе, опосредованы государством.
В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде: а) формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством; б) социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.
Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и вся ее дальнейшая «жизнь» зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.
Прежде всего, надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Структурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).
Далее, нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело,— наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: а) справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном; б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений; в) формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях средством ограничения свободы поведения (мера свободы).
Наконец,
необходимо учитывать то, что правовая
норма есть результат интеллектуальной
сознательной деятельности человека,
разум и воля которого имеют здесь
решающее значение (интеллектуально-
Таким образом, правовая норма имеет исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.
Правовыми можно считать нормы, которые:
исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т.е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного конституцией;
изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
закреплены
в договорах, заключенных между
субъектами права в соответствии с действующим
законодательством и общепризнанными
принципами и нормами международного
права.
Глава
2 Структура нормы права.
Каждая норма права имеет вполне определенное строение, т. е. состоит из нескольких частей (элементов), или, иначе говоря, имеет свою структуру.
Информация о работе Понятие и структурные элементы нормы права