Понятие и структура системы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

титулка.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

Глава 3. Частное и публичное  право

       Своеобразие системности права проявляется также в делении его на частное и публичное.

       Такая классификация была известна  еще римскому праву. Ее применял  еще Ульпиан, по мнению которого  публично-правовым являлось все  то, что относилось к положению Римского государства, а частно-правовым- все то, что относилось к пользе отдельных лиц.

        Традиция деления права на  частное и публичное была воспринята  правовыми системами европейских  государств и сохраняется до  настоящего времени. В западных  источниках господствует позиция, в соответствии с которой естественным основанием деления права на частное и публичное является характер правоотношений между личностью и государством.

         В соответствии с этой классификацией  частное право охватывает те отрасли права, нормы которых выражают интересы в первую очередь личности, те интересы, которые частные лица могут реализовать самостоятельно. В сфере частного права господствуют личные законные интересы граждан и их объединений. Все отношения в этой сфере строятся на основе равенства и свободного волеизъявления их участников.

         В современной юридической литературе  к системе частного права относятся  те отрасли, которые обеспечивают  прежде всего интересы частных  лиц – гражданское право, семейное, трудовое и др.

          Публичное право включает в  себя нормы, регулирующие отношения  государства, его органов с  гражданами и организациями. Нормы  публичного права связаны с  общими интересами всех членов  общества. В процессе публичных  правоотношений органы государства являются носителями властных полномочий и могут требовать от других субъектов права соблюдения действующего законодательства, применять в необходимых случаях меры государственного принуждения и т.д. Отрасли публичного права обеспечивают охрану государственного и политического строя, существующую систему общественных отношений. К сфере публичного права большинство авторов относит конституционное (государственное) право, административное, уголовное, финансовое, земельное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право.

         Вместе с тем следует иметь  в виду, что границы частного  и публичного права подвижны. Элементы публичности присутствуют  в частно-правовых отраслях так  же, как в публично-правовых отраслях  имеют место нормы частно-правового характера. Не случайно даже в тех странах, где деление права на частное и публичное традиционно, продолжаются споры по поводу того, какие отрасли следует включать в эти правовые общности и что в этой связи представляет собой система современного права в целом.

 

Глава 4. Система права  и система законодательства

Система права  и система законодательства взаимосвязаны  и взаимообусловлены и соотносятся  между собой как содержание и  форма. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, формализует его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг друга[4, с.174-175].

Система права  как явление объективно обусловленное, сложившееся исторически в соответствии со строением и характером регулируемых общественных отношений, представляет собой внутреннюю структуру права, его внутреннюю организацию. Система права, следовательно, формируется на объективной основе. Законодатель, издавая норму, не волен поместить ее в любую отрасль права по своему усмотрению. Норма включается в отрасль, которая регулирует те общественные отношения, для регулирования которых эта норма предназначена. Если законодатель принял норму, предназначенную для регулирования семейных отношений, он не может произвольно ее поместить, скажем, в отрасль административного права[2, с.299].

Вместе с  тем правовые нормы, составляющие содержание институтов и отраслей права, создаются  в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов и приобретают, таким образом, внешние формы своего выражения. Такими внешними формами являются прежде всего нормативные правовые акты как источники правовых норм.

Нормы права объективно проявляют  себя в формулировках статей законов  и иных нормативных правовых актах, т.е. через законодательство, которое является продуктом деятельности государства. В процессе создания нормативных правовых актов законодатель, другие субъекты правотворчества имеют значительную степень свободы.

Руководствуясь системой права как объективной основой законодательства, правотворческий орган, создавая нормативный правовой акт, может учитывать не только требования этой объективной основы, но и другие факторы. В частности, потребности практики, цели и удобства государственного управления в той или иной сфере общественной жизни и т.д.

С учетом этого законодатель формулирует систему законодательства, которую можно определить как  совокупность нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни[2, с.300].

Различия между  системой права и системой законодательства заключаются в том, что первичным  элементом системы права является норма права, а первичным элементом  системы законодательства – статья нормативного правового акта; в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования, а отрасли законодательства не имеют единого метода правового регулирования: нормативные правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются  различными методами. Система права носит объективный характер, а система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя. Критерием выделения отраслей права, составляющих систему права, находятся предмет и метод правового регулирования, соответственно, нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства выделяются только по предмету правового регулирования, поэтому каждая отрасль, отражая определенную сферу общественной жизни, включает в себя различные отношения, не характеризующие однородностью[4, с.175].

Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование  не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранение, культура, наука и т.п.). Как уже говорилось, такие акты могут объединять в себе нормы различных отраслей права, следовательно, включать и разные методы регулирования. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.

Таким образом, система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят две группы отраслей. В первую группу входят отрасли, нормы которых регулируют однородные общественные отношения, составляющие предмет одной отрасли права, т.е. группы отраслей законодательства, которые формируются на основе системы права. Отрасль законодательства и отрасль права в этих случаях совпадают. Например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, административное законодательство и т.д. соответствуют таким же отраслям права[2, с.301].

Другую группу составляют комплексные отрасли  законодательства, формирующие на основе сочетания правовых норм, относящихся  к разным отраслям права. Например, хозяйственное, экологическое, аграрное законодательство и т.д. В этих случаях отрасли законодательства не совпадают с отраслями права. Однако и эти отрасли законодательства обладают значительной степенью единства, так как связаны с регулированием определенной сферы общественных отношений, решением определенной управленческой задачи.

Будучи обусловленной  системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему  права. Это влияние особенно заметно  в процессе кодификационной деятельности.

Системное построение права дает возможность законодателю ориентироваться в случаях, если обнаруживаются акты, противоречащие системной организации права, позволяет обнаруживать пробелы в законодательстве.

Некоторые российские авторы ставят под сомнение необходимость  применения категории «отрасль права». Предлагают оперировать лишь понятием «отрасль законодательства» со всеми вытекающими последствиями.

Существует  немало и других аспектов, требующих  научной проработки. Это дает основание  говорить о том, что в правоведении Беларуси многие пробелы системы  права остаются нерешенными[2, с.302].

 

Глава 5. Отрасли права  Республики Беларусь

 К отраслям права Республики Беларусь относят конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, трудовое право, семейное право, финансовое право и иные отрасли права. Не существует единого подхода ученых относительно того, является ли хозяйственное право, налоговое право, таможенное право, аграрное право и другие самостоятельными отраслями права в Республике Беларусь или представляют собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих разнородные отношения, у которых невозможно выделить единый предмет и метод правового регулирования[4, с.170].

Конституционное право

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

           Конституционное право Республики  Беларусь как отрасль права  — составная часть ее национальной  правовой системы, совокупность  правовых норм, которые регулируют  общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей»[5, с.8].

Предмет конституционного права Республики Беларусь охватывает две основные сферы общественных отношений[5, с.9]:

а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений  человека и государства);

б) устройство государства  и государственной власти (отношения  в сфере власти).

        Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается:

1) лежащими в  его основе принципами, выражающими  его качественную определенность, формы организации и функционирования;

2) механизмом, посредством  которого осуществляется управление  всеми сферами жизнедеятельности общества.

        Метод правового регулирования  – императивный. Нормы этой отрасли  права присутствуют и находят  свое подкрепление во всех  отраслях права, пронизывают их.

         Таким образом, можно сделать  следующий вывод: конституционное право Республики Беларусь — ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Республики Беларусь, статус человека и гражданина, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

       Административное право

 Административное право является управленческим правом. Оно регулирует управленческие общественные отношения, обязательной стороной которой является не только орган исполнительной власти, но и другие органы, осуществляющие государственное управление. Административное право обеспечивает, обслуживает государственное управление и неотъемлемо от него. Оно придает государственному управлению юридическую значимость (форму), без которой управленческая деятельность немыслима. Административное право является объективной обусловленностью, необходимостью управленческой деятельности.

Административное  право носит сугубо объективный  характер, не имеет каких бы то ни было личных свойств, не принадлежит  какому-либо отдельному субъекту. Ему  присущи социальные свойства, направлено оно в конечном счете на людей  и работает для людей. Следовательно, нормы административные права существуют не сами по себе, а предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы.  Административное право тесно связано с государством, с его деятельностью и служит установлению в обществе единого в рамках отрасли порядка. Более того, возникновение норм, приобретение ими юридического свойства сопряжено с официальными решениями государства, его органов.

В законе Республики Беларусь от 16 апреля 2006 г. № 119-З «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь “ О нормативных правовых актах Республики Беларусь”» дано определение права: « право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений» [6, С.1].

Предметом правового  регулирования являются общественные отношения в сфере исполнительной власти и распорядительной деятельности, взаимодействие органов публичной администрации как между собой, так и с гражданами. Метод правового регулирования – жесткий, вертикальный, т.е. императивный.

Таким образом, административное право – это  управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении.

Уголовное право

           Уголовное право определяется в теории уголовного права как совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказания и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Специфичность уголовного права как отрасли  права заключается в том, что  только оно является базой для  определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказания и освобождения от ответственности и наказаний.

Предметом уголовного права являются общественные отношения, охраняемые уголовным законом, обеспечиваемые возможностью привлечения к уголовной ответственности. Метод правового регулирования – императивный, что позволяет отнести уголовное право к отраслям публичного права[4, с.171].

Источником  является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который признается единственным нормативным правовым актом, где собраны все составы преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния[7,С 1].

Информация о работе Понятие и структура системы права