Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Своеобразие системности права проявляется также в делении его на частное и публичное.
Такая классификация была
Традиция деления права на
частное и публичное была
В соответствии с этой
В современной юридической
Публичное право включает в
себя нормы, регулирующие
Вместе с тем следует иметь
в виду, что границы частного
и публичного права подвижны.
Элементы публичности
Система права
и система законодательства взаимосвязаны
и взаимообусловлены и
Система права
как явление объективно обусловленное,
сложившееся исторически в
Вместе с тем правовые нормы, составляющие содержание институтов и отраслей права, создаются в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов и приобретают, таким образом, внешние формы своего выражения. Такими внешними формами являются прежде всего нормативные правовые акты как источники правовых норм.
Нормы права объективно проявляют себя в формулировках статей законов и иных нормативных правовых актах, т.е. через законодательство, которое является продуктом деятельности государства. В процессе создания нормативных правовых актов законодатель, другие субъекты правотворчества имеют значительную степень свободы.
Руководствуясь системой права как объективной основой законодательства, правотворческий орган, создавая нормативный правовой акт, может учитывать не только требования этой объективной основы, но и другие факторы. В частности, потребности практики, цели и удобства государственного управления в той или иной сфере общественной жизни и т.д.
С учетом этого законодатель
формулирует систему
Различия между
системой права и системой законодательства
заключаются в том, что первичным
элементом системы права
Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранение, культура, наука и т.п.). Как уже говорилось, такие акты могут объединять в себе нормы различных отраслей права, следовательно, включать и разные методы регулирования. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.
Таким образом, система законодательства в настоящее время характеризуется тем, что в нее входят две группы отраслей. В первую группу входят отрасли, нормы которых регулируют однородные общественные отношения, составляющие предмет одной отрасли права, т.е. группы отраслей законодательства, которые формируются на основе системы права. Отрасль законодательства и отрасль права в этих случаях совпадают. Например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное, административное законодательство и т.д. соответствуют таким же отраслям права[2, с.301].
Другую группу составляют комплексные отрасли законодательства, формирующие на основе сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Например, хозяйственное, экологическое, аграрное законодательство и т.д. В этих случаях отрасли законодательства не совпадают с отраслями права. Однако и эти отрасли законодательства обладают значительной степенью единства, так как связаны с регулированием определенной сферы общественных отношений, решением определенной управленческой задачи.
Будучи обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификационной деятельности.
Системное построение права дает возможность законодателю ориентироваться в случаях, если обнаруживаются акты, противоречащие системной организации права, позволяет обнаруживать пробелы в законодательстве.
Некоторые российские авторы ставят под сомнение необходимость применения категории «отрасль права». Предлагают оперировать лишь понятием «отрасль законодательства» со всеми вытекающими последствиями.
Существует немало и других аспектов, требующих научной проработки. Это дает основание говорить о том, что в правоведении Беларуси многие пробелы системы права остаются нерешенными[2, с.302].
К отраслям права Республики Беларусь относят конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, трудовое право, семейное право, финансовое право и иные отрасли права. Не существует единого подхода ученых относительно того, является ли хозяйственное право, налоговое право, таможенное право, аграрное право и другие самостоятельными отраслями права в Республике Беларусь или представляют собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих разнородные отношения, у которых невозможно выделить единый предмет и метод правового регулирования[4, с.170].
Конституционное право
Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.
Конституционное право
Предмет конституционного права Республики Беларусь охватывает две основные сферы общественных отношений[5, с.9]:
а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);
б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).
Баланс этих отношений обеспечивает единство общества, которое обеспечивается:
1) лежащими в
его основе принципами, выражающими
его качественную
2) механизмом, посредством
которого осуществляется
Метод правового регулирования
– императивный. Нормы этой отрасли
права присутствуют и находят
свое подкрепление во всех
отраслях права, пронизывают
Таким образом, можно сделать
следующий вывод: конституционн
Административное право
Административное право является управленческим правом. Оно регулирует управленческие общественные отношения, обязательной стороной которой является не только орган исполнительной власти, но и другие органы, осуществляющие государственное управление. Административное право обеспечивает, обслуживает государственное управление и неотъемлемо от него. Оно придает государственному управлению юридическую значимость (форму), без которой управленческая деятельность немыслима. Административное право является объективной обусловленностью, необходимостью управленческой деятельности.
Административное право носит сугубо объективный характер, не имеет каких бы то ни было личных свойств, не принадлежит какому-либо отдельному субъекту. Ему присущи социальные свойства, направлено оно в конечном счете на людей и работает для людей. Следовательно, нормы административные права существуют не сами по себе, а предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы. Административное право тесно связано с государством, с его деятельностью и служит установлению в обществе единого в рамках отрасли порядка. Более того, возникновение норм, приобретение ими юридического свойства сопряжено с официальными решениями государства, его органов.
В законе Республики Беларусь от 16 апреля 2006 г. № 119-З «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь “ О нормативных правовых актах Республики Беларусь”» дано определение права: « право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений» [6, С.1].
Предметом правового
регулирования являются общественные
отношения в сфере
Таким образом, административное право – это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении.
Уголовное право
Уголовное право определяется в теории уголовного права как совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказания и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Специфичность уголовного права как отрасли права заключается в том, что только оно является базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказания и освобождения от ответственности и наказаний.
Предметом уголовного права являются общественные отношения, охраняемые уголовным законом, обеспечиваемые возможностью привлечения к уголовной ответственности. Метод правового регулирования – императивный, что позволяет отнести уголовное право к отраслям публичного права[4, с.171].
Источником является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который признается единственным нормативным правовым актом, где собраны все составы преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния[7,С 1].