Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:10, реферат
Категория «система законодательства» является одной из самых распространенных в современной юридической науке и юридической практике. Важное место она занимает и в теории права. Особенностью этого понятия (категории) является его использование для обозначения определенных совокупностей, не всегда одинаковых по форме и по уровню юридической силы нормативно-правовых актов, которые принимаются разными органами государства, должностными лицами.
По мере становления молодых отраслей законодательства сокращается предмет «материнских» отраслей, прежде всего гражданского и административного законодательства. Так было при становлении земельного, колхозного, трудового законодательства, так обстоит дело сейчас при формировании жилищного законодательства, законодательства о народном образовании, здравоохранении, охране природы и др. Подобная ситуация характерна для развивающейся системы правового регулирования. Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.
Высказываются опасения, что при отказе от представления о системе отраслей права как совокупности 10 – 12 признанных отраслей появится слишком много новых отраслей. Но такие опасения лишены оснований. Разумеется, число отраслей законодательства возрастет, но их станет ровно столько, сколько нужно. Кому нужно? В первую очередь законодателю. Намерения законодателя не могут не иметь определяющего значения при формировании системы отраслей законодательства.
В настоящее время система отраслей законодательства может быть представлена примерно так.
В центре ее в качестве основы находится законодательство о государственном строе с Основным Законом – Конституцией. Эта отрасль законодательства включает государственное устройство, основные права и свободы граждан, организацию органов власти и управления, избирательную систему. Законодательство о государственном строе (прежде всего – Конституция) составляет правовую базу для всех отраслей законодательства.
Отраслей законодательства много, их можно сгруппировать по-разному. Сгруппируем их по блокам с учетом нацеленности правового регулирования.
Первый блок – отрасли, регулирующие экономику. Сюда входят:
– гражданское законодательство (включая изобретательское законодательство);
– хозяйственное законодательство;
– законодательство о предпринимательстве;
– финансовое законодательство (включая налоговое законодательство);
– законодательство об инвестициях;
– патентное законодательство;
– другие отрасли.
Второй блок – отрасли регулирующие социальное развитие. Сюда входят:
– трудовое законодательство;
– авторское законодательство;
– законодательство о социальном обеспечении (включая пенсионное законодательство);
– жилищное законодательство;
– законодательство об образовании;
– законодательство о здравоохранении;
– брачно-семейное законодательство;
– другие отрасли.
Третий блок – отрасли, регулирующие охрану природы и окружающей среды. Сюда входят:
– сельскохозяйственное законодательство;
– земельное законодательство;
– законодательство о недрах;
– водное законодательство;
– законодательство о лесах;
– законодательство об охране животного мира;
– законодательство об охране атмосферного воздуха;
– другие отрасли.
Четвертый блок – отрасли, регулирующие охрану общественного порядка. Сюда входят:
– законодательство о судоустройстве;
– законодательство о прокуратуре;
– законодательство об органах безопасности и милиции;
– законодательство об адвокатуре;
– гражданское судопроизводство;
– арбитражный процесс;
– законодательство об административных правонарушениях;
– уголовное законодательство;
– уголовный процесс;
– исправительное законодательство;
– другие отрасли.
Пятый блок – законодательство о международных отношениях, об обороне и внешней безопасности.
Система отраслей законодательства постоянно развивается, появляются новые отрасли. Такое развитие является естественным результатом усложнения общественных отношений и дифференциации их правового регулирования. Оно отражает и возрастание роли права как общественного регулятора.1
______________________________
1.Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. – с 125.
Глава 3.Факторы формирования и развития системы законодательства
Факторы формирования и развития системы законодательства - это сила, которая определяет ее связь с другими социальными явлениями, ее содержание, форму и, как результат, - эффективность правового регулирования. Влияние каждого из этих факторов на формирование и развитие законодательства не равнозначные. Одни из них имеют доминирующее значение на время появления (зарождения) закона, другие больше связаны с процессом его реализации (факторы обратной связи). Существенно и то, что влияние каждого фактора зависит и от природы самого законодательного акта, отрасли и института законодательства, от того места, которое они занимают. Так, например, на конституционное и административное законодательство сильнее влияют политические факторы, на гражданское - экономические, на трудовое – социальные.1
Для того, чтобы выяснить меру влияния разных факторов на формирование и развитие законодательства целесообразно провести их классификацию. Факторы, которые определяют процесс формирования и развития системы законодательства в целом на значительном промежутке исторического развития общества и государства, представляют отдельную группу. Это:
1)соотношение политических сил на время возникновения формы Государства (его конституирования). В частности, основание института
президента обусловливает возникновение такого элемента системы законодательства, как президентские указы; утверждение федерального уклада объективно ведет к возникновению общего федерального законодательства и законодательства субъектов федерации (республик, штатов, провинций и др.);
2)состояние развития экономических, политических, социальных и других
______________________________
1.Загальна теорія держави і права: Підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів. За ред .М. В. Цвіка, В. Д. Ткаченка, О. В. Петришина. - Харків: Право,2002. - с.273
отношений, которое может вызывать к жизни как отдельные законодательные акты, так и целые отрасли законодательства, постоянно подталкивает законодателя к изменениям, дополнениям или отмене действующих нормативно-правовых актов;
3)положение государства на международной арене(внешний фактор). Политика замкнутости государства ведет к самобытности, отрыву законодательства от других национальных систем права. Политика же открытости, ориентированность государства на интеграцию в мировые
экономические, политические и другие процессы являются предпосылкой необходимости придерживаться международно-правовых стандартов правового регулирования, особенно в сфере прав и свобод человека.
В настоящее время международное право и иностранное законодательство приобрели значительное влияние на формирование развития права и законодательства в Украине. А конституционное признание приоритета норм международного права усиливает эту детерминацию. Однако, ориентируясь на них, не следует бездумно копировать зарубежные концепции, прямо заимствовать нормативные тексты, беспрекословно принимать "правовые услуги" зарубежных экспертов, поскольку это приводит к появлению искусственных правовых конструкций, которые не имеют реальных корней в украинской действительности и, как следствие, не срабатывают на практике.
В зависимости от характера влияния на процесс формирования и развитие системы законодательства факторы можно разделить на три группы.
Первая группа - это факторы, которые определяют предмет законодательного регулирования. Их особенностью является то, что они по большей части находятся вне пределов системы законодательства, что, однако, не уменьшает их значения. Именно они содержат первичные импульсы, которые идут от общества и государства. Так, например, проведения реформ в экономической сфере в Украине обусловили принятие большого блока законов, направленных на регулирование нового правового режима собственности, статуса хозяйственных субъектов(предприятий, бирж, банков и тому подобное), финансовых и налоговых отношений.
Вторая группа факторов выражает позиции участников законодательной деятельности. Они отображают ее субъективную сторону, поскольку являются деятельностью субъектов законодательной инициативы, лоббизма, действием политических партий, фракций, участием консультантов, экспертов и тому подобное. Главное, что определяет позицию этих субъектов, есть их интерес, которому они пытаются или предоставить законодательную форму или же, наоборот, помешать законотворчеству.
Третью группу представляют факторы сугубо юридического характера. В них находят свое проявление присущее системе законодательства принципы построения и функционирования, внутрисистемные связи и зависимости (например, зависимость законов от Конституции, а подзаконных нормативно-правовых актов - от законов и тому подобное). Определяющим здесь есть взаимосвязь системы права и системы законодательства. Чем полнее будет восприниматься содержание права законодательством, тем эффективнее будет правовое регулирование. Важную роль играют здесь факторы, которые определяют характер процессуальных действий. Одни из них проявляют себя на стадии зарождения, подготовки и принятия законов (выбор средств правового регулирования, правового обеспечения, давление общественной мысли, действия разных политических сил и тому подобное), другие - на стадии реализации закона (понимания законов и подзаконных актов населением, их поддержка или отчуждение, сопротивление оппозиции, выполнение или невыполнение должностными лицами, органами государства, гражданами). Последние перечисленные факторы выполняют функции обратного влияния на деятельность законодателя, побуждают его к усовершенствованию, изменению, систематизации действующего законодательства.
Важную роль играет развитие юридической науки, которая должна охватывать своим исследовательским полем природу каждого из факторов, что влияет на формирование и развитие права и законодательства, способствовать отработке механизмов их влияния на законодательный процесс.
Если взять за основу (критерий) такое свойство законодательства, как его стабильность, то фактором, который благоприятно действует на него, можно назвать общую обстановку в стране, которая является не чем другим, как равнодействующей многих, более конкретных факторов, таких как: стойкость и высокий авторитет власти; постепенное развитие экономики и социальной сферы; сбалансированность системы законодательства и отсутствие противоречий между ее отраслями и институтами; последовательное и целеустремленное действие закона как способа решения политических, экономических, социальных и других задач; высокий престиж права; реальное признание верховенства права и закона; неуклонная сдержка правовых предписаний и норм и тому подобное.
Законодатель своими действиями должен способствовать увеличению "позитивного" заряда факторов, поскольку уменьшение его значительно ухудшает потенциал законодательства и ограничивает рамки его действия, вызывает появление противоречивого, неупорядоченного нормативно-правового материала, который приводит к неэффективности правового регулирования. 1
Информация о работе Понятие и признаки системы законодательства