Понятие и признаки государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.
Тема курсовой работы актуальна, и представляется, что актуальность тема не потеряет пока существует государство. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…….6
Понятие государственной власти……………………………………………6
Признаки государственной власти…………………………………………..9

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….14

2.1 Структура государственной власти………………………………………...14

2.2 Механизм государственной власти………………………………………...18

ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ………………………...24

3.1 Истоки и назначение разделения властей………………………………….24

3.2 Теория разделения властей и современные российские дилеммы……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     Во  взаимоотношениях с судебной властью  это предопределяется прежде всего  тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов48.

     В отношениях с законодательной властью  доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что  Президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы49.

     Согласно  Конституции РФ законодательная  власть имеет определенные рычаги обратного  воздействия ("сдерживания") на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству России, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента на решение вопроса об отстранении его от должности, и др.

     Данные  и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную власть и оказывают определенное "сдерживающее" по отношению к ней воздействие. Однако по своей силе они заметно уступают средствам воздействия исполнительной власти на законодательную.

     Кроме того, некоторые средства сдерживания  исполнительной власти со стороны законодательной  в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.

     В качестве примера можно сослаться  на ст. 103 Конституции РФ50, которая предоставляет Государственной Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную власть право давать (или не давать) согласие Президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии Правительству. Это право, помимо того, что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти, грань.

     А именно в связи с выражением недоверия  Правительству или с связи  с отказом Государственной Думы утвердить предлагаемую президентом кандидатуру Председателя Правительства может возникнуть вопрос вообще о дальнейшем существовании в данном составе самой Думы.

     Так, в соответствии с Конституцией в  случае выражения Думой недоверия  Правительству и несогласия с этим решением Президента Дума вправе повторно выразить в течение трех месяцев свое прежнее мнение о Правительстве. Однако в данном случае она рискует быть распущенной Президентом, если он сочтет невозможным объявить отставку Правительства51.

     Государственная Дума может быть распущена президентом  и в другом случае. А именно, если она трижды отклонит представляемые ей на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ. В этом случае президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.

     Таким образом, право законодательной  власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председателя Правительства, так же, как и право на выражение недоверия  Правительству как средство влияния на исполнительную власть, является весьма относительным и довольно легко нейтрализуемым со стороны исполнительной власти.

     Это, равно как и многое другое из "суперпрезидентских" прерогатив, в значительной степени  предопределяет в настоящее время  в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной власти над остальными ветвями государственной власти. 

     Заключение  

     В данной курсовой работе феномен государственной  власти рассматривается с разной высоты теоретического изучения, а именно:

          - как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;

          - как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними;

          - как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Исследование  природы государственной власти показало, что государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.

    Итак, государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение52.

     Подобная  власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение – следствие, как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Государственная власть характеризуется следующими признаками:

    1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

    2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные  функции, решать общие дела, упорядочивать  процесс удовлетворения различного рода интересов);

    3) опирается на государственное  принуждение (имеет право применять  силу, когда это необходимо для  достижения законных и справедливых  целей);

    4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

    5) устанавливает систему налогов;

    6) организует население по территориальному  признаку;

    7) характеризуется легитимностью  и легальностью53.

     На  сегодняшний день существует множество  споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.

     В современном демократически ориентированном  обществе необходимо добиться неуклонного  исполнения законов государства. Для  этого требуется чёткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственная власть позволяет чётко управлять страной, принимать законы и другие нормативные правовые акты, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть также обеспечивает свободу и равноправие граждан. Исследование данной проблемы на этом не заканчивается и требует дальнейшей разработки.

     Успешное  строительство экономически развитого  федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти. Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.

     Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

           - повышение эффективности законодательного  процесса;

           - усиление результативности в  реализации принятых законов;

           - повышение взаимодействия между различными ветвями власти;

           - совершенствование законодательной  техники и планирования;

           - всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями;

           -дальнейшее развитие и обновление  всей законодательной базы Российского государства и общества.

     В заключение хотелось бы выразить надежду  о том, что законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить  весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашей страны. 

Список  использованной литературы 

1. Нормативные  акты

1.1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. С изм. и доп., внесенными указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841 и Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 № 1-ФКЗ // Российская газета. – 25.12.1993 – № 237; Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 152; № 7. – Ст. 676; 2001. – № 24. – Ст. 2421; 2003. – № 30. – Ст. 3051; 2004. – № 13. – Ст. 1110.

1.2 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 

 

2. Специальная  литература

2.1 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 492 с.

2.2 Венгеров А.Б. Теория Государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.:Омега-Л, 2005. – 608 с.

2.3 Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. – М.: ТК Велби,

Изд-во «Проспект», 2005. – 760с.

2.4 Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 976 с.

2.5 Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко – М.:Юристь, 2003. – 656 с.

2.5 Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2006. – 832с.

2.6 Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько – 2-е изд. – М.:Юристь, 2005. – 788 с.

2.7 Теория государства и права: Хрестоматия: в двух томах / Автор-составитель Марченко М.Н. – М.: ОАО «Изд. Дом Городец», 2004. – Т.1 – 896с., Т.2. – 800 с.

2.8 Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. – Казань: Спектр, 2000. – 351 с.

2.9 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2004. – 528 с.

2.10 Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 592 с.

2.11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2002. – 679 с.

2.12. Теория государства и права. Проблемы теории государства и права. Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с.

2.13 Теория  государства и права: Учебник  / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004// Информационно-правовая система Гарант 2010 г.

2.13 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права Учебник для ВУЗов. – М.: Издательство Норма-Инфра, 2001. – 800с.

2.14 Скоробогатов А.В. и др. Методическое пособие для подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» для студентов юридического факультета. – Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУП, 2005. – 208 с.

2.15 Проблемы теории государства и права/ под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2003. – 656 с.

2.16 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. – 654 с.

Информация о работе Понятие и признаки государственной власти