Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:56, курсовая работа
Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.
Тема курсовой работы актуальна, и представляется, что актуальность тема не потеряет пока существует государство. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…….6
Понятие государственной власти……………………………………………6
Признаки государственной власти…………………………………………..9
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….14
2.1 Структура государственной власти………………………………………...14
2.2 Механизм государственной власти………………………………………...18
ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ………………………...24
3.1 Истоки и назначение разделения властей………………………………….24
3.2 Теория разделения властей и современные российские дилеммы……….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…….6
ГЛАВА
2. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ………………………………………………………………
2.1 Структура
государственной власти……………………
2.2 Механизм государственной власти………………………………………...18
ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ………………………...24
3.1 Истоки и назначение разделения властей………………………………….24
3.2 Теория
разделения властей и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Введение
Словарь Ожегова содержит определение власть. Власть — это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия1.
Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.
Тема курсовой работы актуальна, и представляется, что актуальность тема не потеряет пока существует государство. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне.
Проблемам государственной власти посвятили работы большое количество учёных: В.Е Чиркин, С.С. Алексеев, И.Н. Гомеров, В.Д. Перевалов и многие другие.
Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.
Вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права. Знание этих вопросов необходимо как для более глубокого усвоения самой теории государства и права, так и для последующего изучения таких, например, дисциплин, как конституционное и административное право. В рамках обозначенной темы рассмотрено понятие государственной власти и ее соотношение с государством, структура и механизм государственной власти, признаки государственной власти, теория разделения властей.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственной власти. Предмет работы – рассмотрение понятия государственной власти, ее особенностей, структуры, механизма осуществления.
Целью
курсовой работы является исследование
категории государственной
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
В данной курсовой работе был использован метод формально-юридического анализа, метод сравнения а так же другие методы, помогающие эффективно исследовать предложенную тему.
В данной работе рассмотрены вопросы не только с правовой и теоретической стороны, но и проведены исторические параллели и аналогии.
В качестве теоретической основы курсовой работы были взяты научные труды: Н.И. Матузова, А.В. Малько, Марченко Н.М., Хропанюк В.Н., Эрделевского А.М. и других авторов.
Данная
курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы. В первой главе дается
понятие государственной власти, определены
основные характерные признаки и особенности
государственной власти. Во второй главе
рассмотрена структура государственной
власти, определены элементы структуры
государственной власти, так же вторая
глава курсовой работы содержит определение
механизма государственной власти, соотношения
механизма государственной власти и государственного
аппарата. Третья глава посвящена теории
разделения властей, она содержит определение
истоков данной теории и ее назначение.
В последней главе работы рассмотрены
так же современные дилеммы и особенности
разделения властей в Российской Федерации,
исторический путь становления и развития
разделения властей в нашем государстве.
Глава 1. Понятие и признаки государственной власти
1.1
Понятие государственной
власти
Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей2.
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть3.
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в коллективах проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.4
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".
По мнению Алексеева С.С., государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости5.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика, в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства6.
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8)7.
Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ)8. Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Подобная
власть осуществляет функцию, связанную
с руководством, управлением и
координацией волевых действий людей.
Государственная власть ведет к
установлению таких отношений, в
которых она выступает как
высший авторитет, добровольно или вынужденно
признаваемый всеми членами социального
сообщества, сложившегося на данной территории.
Властное руководство предполагает, с
одной стороны, возможность носителей
властных функций определять поведение
людей, с другой - необходимость подвластных
подчинять свое поведение властному повелению.
Подчинение - следствие как убеждения,
так и принуждения. Власть есть сила, способная
подчинять. Утрата этого качества вызывает
паралич власти со всеми вытекающими отсюда
последствиями9.
1.2
Признаки государственной
власти
Функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения10.
Информация о работе Понятие и признаки государственной власти