Понятие и признаки государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.
Тема курсовой работы актуальна, и представляется, что актуальность тема не потеряет пока существует государство. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…….6
Понятие государственной власти……………………………………………6
Признаки государственной власти…………………………………………..9

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….14

2.1 Структура государственной власти………………………………………...14

2.2 Механизм государственной власти………………………………………...18

ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ………………………...24

3.1 Истоки и назначение разделения властей………………………………….24

3.2 Теория разделения властей и современные российские дилеммы……….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…….6

    1. Понятие государственной власти……………………………………………6
    2. Признаки государственной власти…………………………………………..9

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….14

2.1 Структура  государственной власти………………………………………...14

2.2 Механизм государственной  власти………………………………………...18

ГЛАВА 3. ЕДИНСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ………………………...24

3.1 Истоки и назначение разделения властей………………………………….24

3.2 Теория  разделения властей и современные  российские дилеммы……….27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Словарь Ожегова содержит определение власть. Власть — это право и возможность распорядится кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия1.

     Государственная власть — это важнейший атрибут  государства, наделённый властными  функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

     Тема  курсовой работы актуальна, и представляется, что актуальность тема не потеряет пока существует государство. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне.

     Проблемам государственной власти посвятили  работы большое количество учёных: В.Е Чиркин, С.С. Алексеев, И.Н. Гомеров, В.Д. Перевалов и многие другие.

     Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.

     Вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права. Знание этих вопросов необходимо как для более глубокого усвоения самой теории государства и права, так и для последующего изучения таких, например, дисциплин, как конституционное и административное право. В рамках обозначенной темы рассмотрено понятие государственной власти и ее соотношение с государством, структура и механизм государственной власти, признаки государственной власти, теория разделения властей.

    Объектом  курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления  государственной власти. Предмет  работы – рассмотрение понятия государственной  власти, ее особенностей, структуры, механизма осуществления.

    Целью курсовой работы является исследование категории государственной власти, выявление ее особенностей, признаков, принципов построения, методов осуществления, а так же анализ особенностей осуществления  государственной власти в Российской Федерации.

     Исходя  из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

  1. определить понятие государственной власти, определить ее особенности и характерные признаки;
  2. рассмотреть структуру государственной власти, определить элементы структуры государственной власти;
  3. рассмотреть механизм государственной власти, методы осуществления государственной власти, определить соотношение механизма государственной власти и государственного аппарата;
  4. рассмотреть теорию разделения властей, истоки теории, а также ее назначение;
  5. выявить и проанализировать современные Российские дилеммы теории разделения властей.

     В данной курсовой работе был использован  метод формально-юридического анализа, метод сравнения а так же другие методы, помогающие эффективно исследовать предложенную тему.

    В данной работе рассмотрены вопросы  не только с правовой и теоретической  стороны, но и проведены исторические параллели и аналогии.

    В качестве теоретической основы курсовой работы были взяты научные труды: Н.И. Матузова, А.В. Малько, Марченко Н.М., Хропанюк В.Н., Эрделевского А.М. и других авторов.

    Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дается понятие государственной власти, определены основные характерные признаки и особенности государственной власти. Во второй главе рассмотрена структура государственной власти, определены элементы структуры государственной власти, так же вторая глава курсовой работы содержит определение механизма государственной власти, соотношения механизма государственной власти и государственного аппарата. Третья глава посвящена теории разделения властей, она содержит определение истоков данной теории и ее назначение. В последней главе работы рассмотрены так же современные дилеммы и особенности разделения властей в Российской Федерации, исторический путь становления и развития разделения властей в нашем государстве.  
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Понятие и признаки государственной  власти

1.1 Понятие государственной  власти 

     Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей2.

    Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся  в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И, наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть3.

    Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.

    Социальная  власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и  целенаправленной общности людей. Она  присуща и роду, и племени, и  семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

    Власть  придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

    Необходимость социальной власти в коллективах  проистекает из совместной осознанной общественной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути "присвоения" чужой воли, многообразны, в связи с чем различается множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д.4

    Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".

     По  мнению Алексеева С.С., государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости5.

     Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». Для классово-антагонистического общества такая характеристика, в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства6.

    Согласно  одной точке зрения, государственная  власть - более узкая категория, чем  политическая власть, ибо последняя  осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8)7.

    Вместе  с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ)8. Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

    Согласно  другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная  власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

    Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

    Подобная  власть осуществляет функцию, связанную  с руководством, управлением и  координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к  установлению таких отношений, в  которых она выступает как  высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями9. 

     1.2 Признаки государственной власти 

     Функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения10.

Информация о работе Понятие и признаки государственной власти