Понятие и принципы государственного устройства РФ

Автор: g***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Федеративное устройство Российской Федерации:
1.1. Понятие федеративного устройства Российской Федерации…..4
1.2. История развития федерализма в России………………………..6
1.3. Федеративное устройство современной России……………..….7
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов……..…….9
2.2. Равноправие субъектов федерации……………………………....12
2.3. Государственная целостность……………………………..……..14
2.4. Единство системы государственной власти………………….. 16
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ…………………………………………………….….….18
2.6. Равноправие и самоопределение народов………………….……25
Заключение……………………………………………………….… …30
Список использованной литературы………………………………....32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации несут ответственность за соблюдение Конституции и законов Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации.

     Единство  государственной власти в системе  представительных и законодательных органов государственной власти обеспечивается:

  • правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
  • правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации;
  • правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации;
  • правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.

     Единство  государственной власти в системе  исполнительных органов государственной  власти обеспечивается:

  • подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации;
  • подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

     Местные органы государственной власти несут  конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации12. 

      2.5. Разграничение предметов  ведения и полномочий  между органами  государственной  власти РФ и  органами государственной власти субъектов РФ 

     Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что  «разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

     Характерная черта всякой федерации – разграничение  предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

     «В  большинстве стран, – отмечает Козак Д. Н., – разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами осуществляется федеральной конституцией»13. В некоторых странах, однако, конституция допускает по отдельным вопросам разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в текущем законодательстве.

     Конституционные требования организации публичной  власти в России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.

     Конституция РФ определяет:

     1.     перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

     2.     предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;

     3.     Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.

     Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

       В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

       ФЗ от 24.06.1999 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий.

       Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

       Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.

       Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.

            Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы. 

     2.6. Равноправие и  самоопределение  народов 

     Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения  народов в Российской Федерации.

     «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

     Право на самоопределение оправданно, когда  конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации  по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей14.

     Очевидно  также, что реализация права на самоопределение  не должна приводить к нарушению  правовых норм, соблюдение которых  предусмотрено международным правом.

     Как указано в Декларации о принципах  международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970, при реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как «санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи».

     Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение. Оно признается и может быть реализовано  в различных формах, в числе  которых и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных выше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли, например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

     Именно  историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

     Закрепленный  статьей принцип равноправия  народов в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

     В Конституции РФ также сказано, что  «Российская Федерация гарантирует  всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий  для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).

     В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований15.

     Следует сказать, что новой формой самоопределения  народов в Российской Федерации  является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

     Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии»16.

     Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии  в Российской Федерации, создает  правовые условия взаимодействия государства  и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

     Согласно  ст. 69 Конституции РФ, «Российская  Федерация гарантирует права  коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

     ФЗ  «О гарантиях прав коренных малочисленных  народов Российской Федерации» в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов17.

Информация о работе Понятие и принципы государственного устройства РФ