Автор: g***************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Федеративное устройство Российской Федерации:
1.1. Понятие федеративного устройства Российской Федерации…..4
1.2. История развития федерализма в России………………………..6
1.3. Федеративное устройство современной России……………..….7
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов……..…….9
2.2. Равноправие субъектов федерации……………………………....12
2.3. Государственная целостность……………………………..……..14
2.4. Единство системы государственной власти………………….. 16
2.5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ…………………………………………………….….….18
2.6. Равноправие и самоопределение народов………………….……25
Заключение……………………………………………………….… …30
Список использованной литературы………………………………....32
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Федеративное устройство Российской Федерации:
1.1. Понятие федеративного устройства Российской Федерации…..4
1.2. История развития федерализма в России………………………..6
1.3. Федеративное устройство современной России……………..….7
Глава 2. Принципы федеративного устройства России:
2.1. Верховенство Конституции и федеральных законов……..…….9
2.2. Равноправие субъектов федерации……………………………....12
2.3.
Государственная целостность………
2.4. Единство системы государственной власти………………….. 16
2.5. Разграничение
предметов ведения и
2.6. Равноправие и самоопределение народов………………….……25
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы………………………………....32
Введение
В соответствии с Конституцией РФ (ст.1): «Российская Федерация – Россия есть демократическое государство с республиканской формой правления».
Изучение
российского федерализма, одного из
факторов, составляющих основу конституционного
строя России, позволяет объективно
определить роль и место России как
суверенного государства во взаимоотношениях
с субъектами Федерации. Состояние этих
отношений - одно из важных условий обеспечения
целостности и единства Российской Федерации.
Поиск оптимального варианта отношений
предопределяет вопросы: какими должны
быть принципы государственного устройства
для построения гармоничного общества,
обеспечивающего его мирное существование
в рамках конкретного государства и мирового
сообщества? Каковы пределы децентрализации
государственной власти, не разрушающие
само государство, и каковы пределы ее
централизации, сохраняющие эффективность
власти и близость ее к народу? Какие правовые
средства и механизмы законодатель может
использовать для достижения этой цели?
В настоящее
время российская государственность переживает
период радикальных реформ. Реформируется
система федеральных и местных органов
государственной власти, органов местного
самоуправления. Конституция Российской
Федерации 1993 г. формально отказалась
от понятия "национально-государственное
и административно-
Российская Федерация вплоть до подписания
Федеративного договора и принятия новой
Конституции оставалась "унитарной
федерацией". В настоящее время на пути
становления России как подлинно федеративного
государства уже сделаны важные шаги.
Как заметил Вишняков В. Г., «принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации»1. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.
Цель
данной работы состоит в рассмотрении
особенностей федеративного устройства
России.
Глава
1. Федеративное устройство
России
Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству
Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это достигается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.
Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и т.д.
Мировая практика
Унитарное государство
Федерация — сложная форма
государственного устройства. В
состав федерации входят не
административно-
От унитарной и федеративной
форм государственного устройства
необходимо отличать автономию. Последняя
представляет собой не самостоятельную
форму государственного устройства, а
государственно-правовой институт, функционирующий
как в рамках федерации, так и в унитарном
государстве. Автономия означает предоставление
какой-либо части государства самоуправления
(самостоятельности) для решения вопросов,
требующих учета местной специфики. Статус
автономии по сравнению с обычными административно-
Российская Федерация имеет сложную систему
государственного устройства, сочетающую
федерализм, унитаризм и автономию. В ее
составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей,
2 города федерального значения, 1 автономная
область и 8 автономных округов - всего
86 субъектов Федерации2.
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими.
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: «Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии». И это было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю.
Важным этапом
в государственном
Федерализм вначале не признава
Российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан (3 августа 1994 г.) в первой же статье записано: «Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации».
В России, таким образом,
сложилась ситуация, характерная
сочетанием двух суверенитетов
в рамках одного государства. Это сочетание
проявляется в том, что суверенитет федеративного
государства охватывает, покрывает
собой суверенитет входящих в него республик,
тоже объявивших о своем суверенитете.
1.3. Федеративное устройство
современной России
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации4.
В
российской конституционной практике
указывается на ряд проблем, связанных
с формой территориального устройства
в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции
России показывает, что субъекты Российской
Федерации фактически неравноправны.
Например, только республики именуются
в тексте Основного закона государствами;
учредительным документом республики
является конституция, а иных субъектов
– устав. Республики и автономии строятся
по национальному признаку, однако только
республики вправе вводить собственный
государственный язык. Кроме того, современные
проблемы федеративного устройства России
связаны с большим размером территории
государства, огромным количеством субъектов.
Глава
2. Принципы федеративного
устройства России
Принципы федеративного
устройства Российской Федерации — это
предусмотренные Конституцией РФ основополагающие
начала, определяющие характер взаимоотношений
между федеральной властью (РФ) и субъектами
РФ, а также между самими субъектами РФ.
Федеративное устройство России основывается
на следующих принципах, закрепленных
в Конституции: верховенство Конституции
РФ и федеральных законов; равноправие
субъектов РФ; государственная целостность
России; единство системы государственной
власти; разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти ее субъектов; равноправие и самоопределение
народов в РФ.
2.1.
Верховенство Конституции
и федеральных законов
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Верховенство
федеральных законов
Информация о работе Понятие и принципы государственного устройства РФ