Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 11:11, реферат
Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Другие действия личности в сфере правового регулирования могут быть квалифицированны как юридически нейтральные (юридические безразличные) или как противоправные. Правомерное поведение - это деятельность личности в сфере правового регулирования, которая основывается на сознательном выполнении норм права (соблюдение, исполнение и использование).
В рамках той или иной правовой семьи учеными принято выделять более дробные элементы - группы правовых систем. В континентальной системе таких групп две: группа романского права и группа германского права. К первой принадлежат страны, которые при создании собственного законодательства взяли за основу французскую правовую модель (Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия и др.); ко второй - страны, ориентированные на германскую модель (Австрия, Венгрия и др.).
Семья романо-германского
права при всех исторических, национальных
и региональных особенностях права
принадлежащих к ней
деление права на частное и публичное;
строгая иерархия источников (форм) права, среди которых безусловно главным является закон;
систематизация
Деление права на частное и публичное, как уже указывалось выше, имеет глубокие исторические корни: оно восходит ко временам Древнего Рима. В странах романо-германской семьи нормы публичного права определяют компетенцию и порядок деятельности государственных органов, а также взаимоотношения государства и индивидуумов, нормы частного права регулируют отношения частных лиц между собой.
Другая отличительная
особенность континентальной
Для семьи континентального права также характерна устойчивая иерархия источников (форм) права. Во всех странах романо-германской правовой семьи основным источником права является закон. Основной закон государства - Конституция - обладает высшей юридической силой, которая проявляется, во-первых, в том, что ее нормы имеют приоритет над нормами иных законов и подзаконных актов, и, во-вторых, в том, что законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. Важным источником права романо-германской правовой семьи является также доктрина. В течение достаточно длительного времени она была основным источником права данной семьи, и сегодня, несмотря на признание закона главным источником права, доктрина продолжает оказывать весьма существенное влияние как на законодателя, так и на правоприменителя. Законодательные органы в принимаемых источниках права часто лишь закрепляют те тенденции, которые существуют в доктрине, и воспринимают подготовленные ею предложения. Широко используется доктрина и в правоприменительной деятельности.
Решение вопроса о
судебной практике как источнике
романо-германского права
совсем отказаться от рассмотрения спора;
исходя из общих принципов национальной правовой системы установить новую норму (правило) поведения;
так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на конкретный спор, положив в основу своего решения (приговора).
Поскольку суд не может отказать субъектам права в правосудии из-за неполноты или неясности в законе, в странах романо-германской правовой семьи суды широко применяют так называемые общие принципы права, которые юристы могут найти в законе или при необходимости - вне закона в праве. Общие принципы права - это отправные, исходные начала правовой системы, которые являются выражением справедливости в том виде, как она понимается тем или иным обществом в конкретную историческую эпоху (совесть, социальная направленность и др.). Действуя на основе принципов права, юристы романо-германской правовой семьи стараются выработать такое правовое решение по рассматриваемому вопросу, которое бы учитывало интересы различных членов общества и одновременно отвечало бы принятым в нем представлениям о справедливости.
Своеобразным в системе источников романо-германского права является положение правового обычая. Обычное право играло огромную роль в эпоху европейского средневековья, особенно в V-XI вв., когда с его помощью королевские и церковные суды заменяли денежными возмещениями за причиненный вред имевшие ранее место кровавые поединки, ритуальные испытания в виде доказательств виновности или невиновности (огнем, водой), а также многочисленные клятвы.
Отношение к обычаю в странах, принадлежащих к группам романского и германского права, различно. Французские юристы воспринимают обычай как устаревший источник права и полагают, что его стоит применять только в тех случаях, когда это прямо предусматривается законом. В ФРГ, Швеции, Греции закон и обычай в теории права имеют одинаковую юридическую силу. И хотя де-факто судьи этих стран при разрешении дел все-таки придают большее значение закону, чем обычаю, роль последнего в странах германской модели гораздо выше, чем во Франции.
Еще одной особенностью
семьи континентального права является
систематизация и кодификация
| ||
К
романо-германской правовой
семье относятся правовые системы Италии,
Франции, Испании, Германии и др. Современная
правовая система России при всех ее особенностях,
более родственна именно романо-германской
правовой семье. Основой возникновения
этой семьи послужило римское
право.
Основные признаки романо-германской правовой семьи: - единая
иерархически построенная - главная роль в формировании права отводится законодателю; - писанные
конституции, обладающие - весомое
положение занимают - деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; - правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; - на первом месте находятся не обязанности человека, а права человека и гражданина. |
Мусульманская
правовая семья
Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств, расположенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов, где проживают около 900 млн человек, исповедующих ислам (Алжир, Египет, Иран, Марокко, ОАЭ, Турция и др.).
Мусульманское (исламское) право представляет собой совокупность норм религиозного характера, основанных на исламе. Согласно исламу право дано людям Аллахом через пророка Мухаммеда - раз и навсегда. Однако оно нуждается в разъяснениях и толкованиях. Вот почему основными источниками мусульманского права являются:
1) Коран - священная книга ислама. По мусульманским поверьям считается, что Коран - это речь самого бога, с которой он обратился к Мухаммеду на чистейшем арабском языке;
2) Сунна - сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда;
3) Иджма - сводный комментарий средневековых правоведов -знатоков ислама;
4) Кияс - правила применения шариата к новым жизненным ситуациям по аналогии.
Мусульманское право представляет собой яркий пример “права юристов”, созданного учеными-богословами и учеными-юристами на основе неполных предписаний Корана и казуистических положений Сунны. В случае если предписания Корана или Сунны являются слишком общими или в них существует пробел относительно правил поведения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада. Его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы, облеченные правом на иджтихад, - муджтахиды. Суть иджтихада заключается в том, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти такой ответ, который бы соответствовал шариату. При этом муджтахид не создает нового правила поведения, а лишь ищет и извлекает его, обнаруживает изначально содержащееся в шариате - если не в его точных положениях, то в многозначных предписаниях или общих принципах. Выработанные муджтахидом оценки не могут противоречить однозначным предписаниям Корана и Сунны. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.
Мусульманское право
отличают архаичность многих правовых
институтов, казуистичность норм, отсутствие
деления права на частное и публичное.
Однако начиная со 2-й половины XIX в. наблюдается
тенденция сближения мусульманской правовой
семьи с европейскими. В частности, это
выражается в усилении роли закона как
источника права и принятии рядом стран
Ближнего Востока кодексов западного
образца. Стоит особо отметить проведенную
в 1869-1877 гг. кодификацию ряда отраслей
и институтов мусульманского права, итогом
которой стало издание Маджаллы -своего
рода гражданского и процессуального
кодекса Османской империи. Маджалла стала
первым и пока единственным нормативно-правовым
актом, закрепившим в широких масштабах
нормы мусульманского права в виде закона.
В некоторых странах Арабского Востока
(Ливане, Иордании, Кувейте) отдельные
нормы Маджаллы применяются и в настоящее
время.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Основные признаки семьи религиозного права:
- главный творец права – Бог, а не общество, не государство;
- источниками
права являются религиозно-
- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
- отсутствует деление права на частное и публичное;
- нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
- судебная
практика не является
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Основные признаки семьи традиционного права:
- доминирующее
место в системе источников
права занимают обычаи и
- обычаи
и традиции складываются
- в первую очередь обычаи и традиции регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;
- нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение;
- судебная
практика (юридический прецедент)
не выступает в качестве
- юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
- архаичность многих ее обычаев и традиций.
Общий признак всех правовых систем – все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.
Информация о работе Понятие и характеристика правомерного поведения