Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 11:11, реферат
Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Другие действия личности в сфере правового регулирования могут быть квалифицированны как юридически нейтральные (юридические безразличные) или как противоправные. Правомерное поведение - это деятельность личности в сфере правового регулирования, которая основывается на сознательном выполнении норм права (соблюдение, исполнение и использование).
•разделение властей — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга;
•федерализм — в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство является федеративным государством и состоит из 89 равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти субъектов. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
• законность — данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;
2) принципы организации
и деятельности
• верховенство
Конституции РФ и федеральных
законов над иными нормативно-
• приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;
• равный доступ
граждан к государственной
• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;
• профессионализм и компетентность государственных служащих;
• гласность
в осуществлении
• ответственность
государственных служащих за принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных
• внепартийность государственной службы;
• отделение религиозных объединений от государственных;
• сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности;
• экономичность государственной службы (рентабельность).
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Вся сложная,
многообразная система
Принципы
организации и деятельности
Можно выделить следующие основные принципы:
1. Принцип приоритета прав и свобод человека.
Этот принцип
предполагает соответствующие
2. Принцип демократизма.
Этот принцип предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.
3. Принцип законности.
Этот принцип
выражает такое состояние
4. Принцип профессионализма.
При помощи
этого принципа создаются
5. Принцип разделения властей.
Этот принцип
предусматривает разделение
Тем самым
создаются механизмы,
Юридическая
наука называет еще ряд
Толкование нормы права: понятие и виды по субъектам.
Для начала следует отметить, что толкование норм права - это сложный волевой процесс, который направлен на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписании, и обнародование его для всеобщего сведения.
Как видно из изложенного выше определения, процесс толкования норм права состоит из двух частей:
1. Сначала толкующий
субъект (интерпретатор)
2. Далее толкующий субъект разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам; толкование-разъяснение.
Вообще, первая
стадия толкования — это уяснение,
которое выступает как
Уяснение и
разъяснение представляют собой
две диалектически
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит толкование-разъяснение, различаются следующие виды толкования норм права:
1. Официальное
толкование — дается
В рамках официального толкования различаются два его основных вида: нормативное и казуальное толкование:
а) нормативное толкование — это общее толкование, которое не ведет к созданию новых правовых норм, а только лишь разъясняет смысл уже действующих. Кроме того, нормативное толкование является общеобязательным, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов правовых отношений. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой правовой нормы.
В свою очередь
официальное нормативное
• аутентичное толкование (авторское) — это такой вид толкования, при котором разъяснение смысла применяемых правовых норм исходит от самого государственного органа, принявшего данные нормы права. Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы;
• легальное толкование (разрешенное, делегированное) — это такой вид толкования, при котором разъяснение осуществляется теми субъектами правовых отношений, которым это поручено, разрешено, т. е. субъектами, которые не являются правотворческими органами. Примером субъекта, осуществляющего легальное толкование, является Верховный Суд Российской Федерации;
б) казуальное толкование — это индивидуальное толкование, которое не имеет общеобязательного значения и применяется к конкретному случаю. Результаты казуального толкования имеют обязательную силу только для рассматриваемого дела и не имеют значения при рассмотрении других юридических дел.
2. Неофициальное
толкование — это такой вид
толкования правовых норм, который
осуществляется субъектами, не имеющими
официального статуса, т. е.
не обладающими по долгу
В рамках неофициального толкования различаются три его основных вида:
а) обыденное
толкование — может осуществляться
любым гражданином и
б) профессиональное толкование — исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах, профессионалов, специалистов в области права. Субъектами такого толкования являются адвокаты, судьи, прокуроры;
в) доктринальное (научное) толкование — дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, на конференциях и т. п. Юридическое значение результатов доктринального толкования правовых норм определяется степенью убедительности и авторитетности субъектов толкования.
Применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Путем
применения права государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.
Государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.
На этом основании в литературе выделяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.
Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.
Информация о работе Понятие и характеристика правомерного поведения