Понятие и характеристика правомерного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 11:11, реферат

Описание работы

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям правовых норм. Другие действия личности в сфере правового регулирования могут быть квалифицированны как юридически нейтральные (юридические безразличные) или как противоправные. Правомерное поведение - это деятельность личности в сфере правового регулирования, которая основывается на сознательном выполнении норм права (соблюдение, исполнение и использование).

Работа содержит 1 файл

Копия ТГП 2010-11.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

•разделение властей  — в соответствии с данным принципом  государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Кроме того, данный принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга;

•федерализм —  в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российское государство  является федеративным государством и  состоит из 89 равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти субъектов. Кроме того, федерализм предполагает разграничение предметов ведения государственной власти на предметы исключительного ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

• законность —  данный принцип подразумевает обязанность всех без исключения государственных органов, их должностных лиц, органов местного самоуправления, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и иное законодательство. Кроме того, законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства;

2) принципы организации  и деятельности государственного  аппарата, которые закреплены в  федеральных конституционных и  федеральных законах. Данные принципы  конкретизируют принципы организации и деятельности государственного аппарата, закрепленные в Конституции Российской Федерации:

• верховенство Конституции РФ и федеральных  законов над иными нормативно-правовыми  актами и должностными инструкциями. Данный принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении государственными служащими своих обязанностей и обеспечении их прав;

• приоритет  прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении  государственной власти — данный принцип подразумевает обязанность государственных служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина;

• равный доступ граждан к государственной службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой;

• обязательность для государственных служащих решений, которые приняты вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства;

• профессионализм  и компетентность государственных служащих;

• гласность  в осуществлении государственной  службы;

• ответственность  государственных служащих за принимаемые  решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

• внепартийность государственной службы;

• отделение  религиозных объединений от государственных;

• сочетание  в государственной службе единоначалия и коллегиальности;

• экономичность  государственной службы (рентабельность).

Принципы организации и деятельности государственного аппарата    

 Вся сложная,  многообразная система государственного  аппарата взаимосвязана общими  принципами организации и деятельности.     

 Принципы  организации и деятельности государственного аппарата - это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов.     

 Можно  выделить следующие основные  принципы:  

1. Принцип приоритета  прав и свобод  человека.    

 Этот принцип  предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.  

2. Принцип демократизма.    

 Этот принцип  предполагает, прежде всего, широкое  и активное участие граждан  в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.  

3. Принцип законности.    

 Этот принцип  выражает такое состояние общества, при котором государственные  органы с одной стороны и граждане - с другой, обязаны строго соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состояние законности. Без наличия такой гарантии говорить о принципе законности нет оснований.  

4. Принцип профессионализма.    

 При помощи  этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.  

5. Принцип разделения  властей.    

 Этот принцип  предусматривает разделение государственной власти на: законодательную; исполнительную; судебную.    

 Тем самым  создаются механизмы, противодействующие произволу, беззаконию и со стороны тех или иных органов государственного аппарата.     

 Юридическая  наука называет еще ряд принципов,  таких как легитимность, научность, учет и контроль и др.

Толкование нормы права: понятие и виды по субъектам.

Для начала следует  отметить, что толкование норм права  - это сложный волевой процесс, который направлен на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписании, и обнародование его для всеобщего сведения.

Как видно из изложенного выше определения, процесс  толкования норм права состоит из двух частей:

1. Сначала толкующий  субъект (интерпретатор) уясняет  содержание правовой нормы лично  для себя; толкование-уяснение.

2. Далее толкующий  субъект разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам; толкование-разъяснение.

Вообще, первая стадия толкования — это уяснение, которое выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в  сознании субъекта, применяющего норму  права. Данный процесс не имеет внешних форм выражения и всегда предшествует толкованию-разъяснению. Вторая стадия толкования — это разъяснение, которое объективирует результаты толкования-уяснения. Данный процесс находит внешнее выражение в письменной либо в устной форме.

Уяснение и  разъяснение представляют собой  две диалектически взаимосвязанные  стороны процесса толкования. Толкование права носит как объективные, так и субъективные причины. Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права — это вторая, оборотная сторона процесса толкования.

В зависимости  от юридических последствий, к которым  приводит толкование-разъяснение, различаются  следующие виды толкования норм права:

1. Официальное  толкование — дается уполномоченным на то субъектом и закрепляется в специальном акте. Кроме того, официальное толкование имеет обязательное значение для других субъектов. Такой вид толкования вызывает юридические последствия, ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

В рамках официального толкования различаются два его  основных вида: нормативное и казуальное толкование:

а) нормативное  толкование — это общее толкование, которое не ведет к созданию новых  правовых норм, а только лишь разъясняет смысл уже действующих. Кроме того, нормативное толкование является общеобязательным, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов правовых отношений. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой правовой нормы.

В свою очередь  официальное нормативное толкование разделяется на два вида:

• аутентичное  толкование (авторское) — это такой  вид толкования, при котором разъяснение  смысла применяемых правовых норм исходит от самого государственного органа, принявшего данные нормы права. Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы;

• легальное  толкование (разрешенное, делегированное) — это такой вид толкования, при котором разъяснение осуществляется теми субъектами правовых отношений, которым это поручено, разрешено, т. е. субъектами, которые не являются правотворческими органами. Примером субъекта, осуществляющего легальное толкование, является Верховный Суд Российской Федерации;

б) казуальное толкование — это индивидуальное толкование, которое не имеет общеобязательного  значения и применяется к конкретному  случаю. Результаты казуального толкования имеют обязательную силу только для  рассматриваемого дела и не имеют  значения при рассмотрении других юридических дел.

2. Неофициальное  толкование — это такой вид  толкования правовых норм, который  осуществляется субъектами, не имеющими  официального статуса, т. е.  не обладающими по долгу службы  полномочиями толковать нормы  права. Такие субъекты осуществляют разъяснение правовых норм в форме рекомендаций и советов, которые не имеют юридически обязательного значения и лишены властной юридической силы, не влекут юридических последствий.

В рамках неофициального толкования различаются три его основных вида:

а) обыденное  толкование — может осуществляться любым гражданином и проявляется  в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдума;

б) профессиональное толкование — исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах, профессионалов, специалистов в области права. Субъектами такого толкования являются адвокаты, судьи, прокуроры;

в) доктринальное (научное) толкование — дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, на конференциях и т. п. Юридическое значение результатов доктринального толкования правовых норм определяется степенью убедительности и авторитетности субъектов толкования.

ПРИМЕНЕНИЕ  ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ФА. Григорьев, А.Д. Черкасов)

 

                                                                                                                                         

Применение права  – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Путем

применения права  государство продолжает начатый  правотворчеством процесс правового регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций.

Государство в  своей деятельности осуществляет две  основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании  в литературе выделяют две формы  применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная  деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Информация о работе Понятие и характеристика правомерного поведения