Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа
Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. Однако современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет в определенной мере систематизировать различные взгляды о происхождении государства, выделить основные признаки, отличающие его от других организаций и социальных учреждений классового общества, а так же классифицировать исторические типы и формы государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......2
ГЛАВА I.ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…...........4
1.1 Предпосылки возникновения государства……………..……….……........4
1.2 Многообразие теорий происхождения государства……………………...7
ГЛАВА II.ПОНЯТИЕ О ГОСУДАРСТВЕ………………………….…..….17
2.1 Государственная власть………………………………………………...…17
2.2 Характерные признаки государства…………………………….…..……17
ГЛАВА III. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………..……....19
3.1 Подходы к типологии государств……………………..……………….…19
3.2 Понятие формы государства и ее основные элементы……..................................................................................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……34
ВВЕДЕНИЕ
В многовековой истории человечества существовало и существует сейчас, сменяя друг друга, огромное количество государств. В этой связи возникла огромная проблема их научной квалификации.
Впервые такая попытка была предпринята Аристотелем и Полибием. Так, Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств на том или ином историческом этапе их развития являются:
При этом Аристотель основное внимание обращал на место и роль человека, которое он занимает в государстве и защиту его права и свободы.
Несколько иной позиции придерживается
Полибий, отмечая, что развитие государства,
смена его типов - естественный процесс,
определяемый природой, который включает
в себя фазу зарождения, становления,
расцвета, упадка и исчезновения. Главное
он видел в тех изменениях, которые
были связаны с отношениями
Из указанных выше научных положений
исходила и современная политико-
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественноисторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права8.
Таким образом, говоря о типологии
государств, следует отметить, что
она содействует более
В этой связи типологию государств
можно рассматривать как
В
соответствии с марксистскими положениями
о формационном подходе классовая
сущность государства, определяется экономическим
фактором, состоянием производственных
отношений, способом производства в
целом, а само государство является
лишь надстройкой над экономическим
базисом. Иначе говоря, и по существу,
и по форме государство обусловлено
экономическим строем общества. Оно
вторично, а экономика первична.
Экономическая структура
Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данного определения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
Формационный и
В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.
До последнего времени в теории
государства и права вопросы
типологии государств рассматривались
преимущественно с позиции
Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода: первичный, вторичный и третичный, получившие название, которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.
Под первичной и третичной
Основными критериями такой классификации
являются наличие или отсутствие
частной собственности, эксплуатации
человека человеком, антагонистичных
классов, товарного производства. В
этом случае вполне можно считать, что
макроформации идентичны
Понятие «экономическая общественная
формация» свидетельствует о
том, что главной чертой, свойственной
всем включенным в нее периодам,
К. Маркс считал экономический характер
жизнедеятельности общества, т.е. такой
способ взаимодействия между членами
социума, который определяется не религиозными,
нравственными или
При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественной формации другой. Первичная общественная формация заменяется вторичной, охватывающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем место третичной, которая характеризуется воспроизведением основных черт общинной организации на качественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации.
Каждая новая общественная формация
на первом этапе становления обеспечивает
прогресс в развитии производительных
сил в силу того, что производственные
отношения по своему характеру опережают
их уровень. Второй этап характеризуется
соответствием характера
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества, его производственных отношений и классовой структуры.
Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.
Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер представляет собой целостное образование - цивилизацию.
При этом учитываются особенности
духовной жизни, формы сознания, в
том числе религии, мировоззрения,
исторического развития, географического
расположения, особенности обычаев,
традиций и др. Указанные выше факторы
в своей совокупности образуют понятие
культуры, которая служит специфическим
способом бытия того или иного
народа, конкретной человеческой общности,
а совокупность родственных культур
образует цивилизацию. Следует заметить,
что в своих работах английский
историк А. Тойнби отмечал, что история
человечества представляет собой историю
лишь отдельных замкнутых культур-
По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь.
Таким образом, цивилизационный подход
позволяет объяснить
Выделяют следующие этапы цивилизации:
Выделяют государства
В юридической литературе выделяют
и другие виды классификации государств:
демократические и
3.2 Понятие формы государства и ее основные элементы
Говоря о форме государства, следует заметить, что в научной литературе под формой понимают организацию политической власти, т.е. основное внимание уделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
При этом следует заметить, что в силу экономических, социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялось представление о формах государства. Так, Платон считал, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может превратиться в тимократию - господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, в олигархию - строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу «опьянения» свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность - тиранию - самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.
Аристотель же, рассматривая форму
государства как систему
Следует отметить, что значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формы государства можно сформулировать следующим образом: