Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, доклад
Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.
Государственный орган - это некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства.
Структурное подразделение
- это обособленная часть государственного
органа - отдел, управление, служба, компетенция
и функции которого производны от
компетенции и функций
Государственный служащий - это гражданин, занимающий должность в государственном органе и на профессиональной основе, реализующий задачи и функции этого органа.
Государственная служба - это профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и функций государства лицами, занимающими должности в государственных органах.
Виды государственных органов:
Деятельность органов
общей компетенции носит
Единоначальные и коллегиальные органы. Основой для разделения здесь выступает процедура принятия управленческих решений. Примеры коллегиальных органов - парламент, Конституционный суд, избирательная комиссия. Единоначальные органы - министерство, пенсионный фонд, местная администрация.
Центральные органы и их территориальные структуры в регионах.
Рассмотрим принципы организации и функционирования государственного аппарата.
Сочетание единства и специализации.
Государственная власть характеризуется
определенным единством. В условиях
демократии такое единство обусловлено
единым источником власти: согласно принципу
народовластия народ является носителем
суверенитета и единственным источником
власти в государстве. Единство обеспечивается
и системой подчиненности нижестоящих
государственных органов
В то же время каждое ведомство, каждый государственный орган имеет собственный правовой статус, специфические задачи и функции, компетенцию, организационную структуру, нормативную базу.
Сочетание федеральных, региональных и местных начал.
Сочетание коллегиальности и единоначалия. При осуществлении управленческих функций государственными органами, управленческое решение на стадии подготовки обсуждается коллегиально, но принимается единолично руководителем государственного органа, который несет за него персональную ответственность.
Сочетание функциональных и
линейных полномочий. Линейные полномочия
предполагают прямое управление в системе
служебного подчинения по вертикальному
типу «начальник - подчиненный» или
ведомственного подчинения по вертикальному
типу «вышестоящая - нижестоящая организация».
Линейное управление носит универсальный
характер и характеризуется
Сочетание выборности и назначения.
Некоторые государственные
Сочетание субординации и оперативной самостоятельности. Государственный аппарат - иерархическая система, построенная на основе подчиненности нижестоящих органов вышестоящим, обязательности решений вышестоящих руководителей для подчиненных. Здесь применяется запретительный тип правового регулирования - «запрещено все, что прямо не разрешено законом». Это предполагает детальное регулирование вопросов компетенции, подведомственности, властных полномочий, выходить за рамки которых недопустимо. С другой стороны, в установленных законом рамках государственного органа существует свобода усмотрения, выбор того или иного варианта управленческого воздействия.