Монархия - это такая форма правления,
при которой верховная государственная
власть осуществляется единолично и переходит,
как правило, по наследству.
Основными признаками классической
монархической формы правления
являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монархом по своему усмотрению;
- юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
Остановимся подробнее на
характеристике разновидностей монархической
формы государственного правления.
- Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.
- Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв. н. э.). Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата и период домината.
- Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно- представительной и абсолютной монархий.
- Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государство, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.
- Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.
- Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору.
- Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.
- Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Последняя как форма государственного правления практически изживает себя.
Парламентарная монархия
характеризуется следующими основными
признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
При дуалистической монархии
государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически
власть разделена между правительством,
формируемым монархом, и парламентом.
Правительство в дуалистических
монархиях формируется независимо
от партийного состава в парламенте
и не ответственно перед ним. Монарх
при этом выражает преимущественно
интересы феодалов, а парламент представляет
интересы буржуазии и других слоев
населения. Подобная форма правления
существовала в кайзеровской Германии
(1871-1918).
Такова краткая характеристика
основных разновидностей монархической
формы государственного правления.
Республика - это такая форма
правления, при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами,
избираемыми населением на определенный
срок.
История государственно-организованного
общества, его народов знает несколько
основных разновидностей республиканского
правления.
- Афинская демократическая республика (V-IV вв. до н. э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложилась эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).
- Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н. э.). Спарта, в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, удерживающим в повиновении многочисленных рабов - илотов.
- Римская аристократическая республика (V-II вв. до н. э.). Верховной государственной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Формально сенат подчинялся решениям народного собрания, однако, если решения последнего не соответствовали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий которого, однако, был ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и государственным имуществом, решал вопросы войны и мира, назначал командующих войсками и судебные коллегии.
- Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
- Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
- Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма -ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Форма государственного устройства -
это национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений между его составными
частями, между центральными и местными
органами государственной власти.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВ
Механизм государства - это
система специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляется государственное
управление обществом и защита его основных
интересов.
Наиболее общие характерные
признаки государственного механизма
(аппарата) выражаются в следующем:
- Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
- Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
- В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
- В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
Уже в древневосточных
и античных европейских странах
механизм государства имел довольно
стройную систему. Он состоял из главы
государства (монарха или коллегиального
органа), центральных учреждений, должностных
лиц, местных органов, чиновников, армии,
суда, полиции и других государственных
структур. Так, основными органами государственной
власти Римской республики являлись
сенат, народные собрания, магистраты.
Механизм феодального (средневекового)
государства претерпевал значительные
изменения в зависимости от основных
этапов его развития: раннефеодальной,
сословно-представительной и абсолютной
монархии. В период раннефеодальной
монархии аппарат государства имел
несложную структуру. Он состоял
из главы государства (короля, князя),
придворной знати, военной дружины,
сборщиков податей. Позже появляются
сословно-представительные, исполнительные
и другие органы государственной
власти.
По мере централизации
средневекового государства его
механизм значительно усложняется.
Появляется разветвленный управленческий
аппарат: различные министерства, центральные
ведомства, специальные судебные учреждения;
совершенствуется полицейский аппарат,
разведывательные и другие государственные
органы. Военные дружины отдельных феодалов
постепенно превращаются в централизованную
регулярную армию. Кроме того, в решении
стоящих перед государством задач большое
значение имели церковные учреждения
и религиозные организации.
В XVII-XVIII веках, особенно в
эпоху буржуазных революций в
Европе, вносятся новые коррективы
в структуру и функциональную
деятельность государственного аппарата.
В США механизм государства образуется
по классической схеме разделения властей.
Законодательная власть по Конституции
1787 года вверяется Конгрессу, состоящему
из двух палат: Палаты представителей
и Сената. Главой государства и
правительства становится президент
США. Высшей судебной инстанцией провозглашается
Верховный федеральный суд, который
имеет право пересмотра законов
при их несоответствии Конституции.
Формируется государственный аппарат
и в штатах: законодательное собрание,
правительство, местные органы, полиция
и суд; создается свое уголовное,
гражданское и процессуальное законодательство.
Во Франции появляются
новые элементы государственного механизма:
Национальный конвент, Директория, Консульство
при Наполеоне, Парижская коммуна
и другие. В России формируется
Государственный совет как высший
законосовещательный орган, состоящий
из нескольких департаментов: департамента
законов, департамента гражданских
и духовных дел, департамента промышленности,
науки и торговли, военного департамента
и других. Позже появляется кабинет
министров, создается Государственная
дума, обладающая правом законодательной
инициативы. На местах в период царствования
Александра II образуются губернская земская
управа, уездные и губернские земские
собрания, преобразовавшиеся впоследствии
в более совершенные органы местной
государственной власти. После Октябрьской
революции в России старые государственные
органы были упразднены.
Механизм государства
выступает основным субъектом осуществления
государственной власти. Через государственный
аппарат, его органы государство
осуществляет возложенные на него задачи,
оказывает заметное влияние на стабилизацию
и развитие общественной жизни, способствует
углублению демократии и организованности
в стране, процветанию и благополучию
населения. В определенных случаях
властные государственные функции
могут осуществлять и негосударственные
организации, если они на то уполномочены
государством.