Понятие государства, его функции и механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не мелеет существовать и развиваться без государства.

Работа содержит 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА.docx

— 35.89 Кб (Скачать)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ  ГОСУДАРСТВА

Сущность государства  как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества  взаимосвязанных внутренних и внешних  сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей  системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не мелеет существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно  постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая  всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть - это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как  классовая организация политической власти. Это положение прямо или  косвенно доказано мировой наукой и  исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство  по своей сущности, в основе своей, было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство - это основной орган политической власти прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии.

Развитие государства - сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные.

Более или менее однотипные экономические и социальные условия  существования общества (производственные отношения, социальная структура), соответствующие  им нравственные устои и культурный уровень населения при рабстве, феодализме и капитализме на первых этапах его развития придают государству  известное внутреннее единство. Все  они базируются на таких отношениях собственности, в которых преобладают  элементы принуждения в государственном  управлении, официально признается неравенство  и угнетение как естественное состояние общественной жизни.

Особенность исторических типов  государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в  основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Однако по мере совершенствования  общества, в процессе его гуманизации, политического и нравственного «взросления» человека экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный же элемент его власти сужается.

Таким образом, в силу объективных  причин государство превращается преимущественно  в организующую силу общества, которая  выражает и охраняет личные и общие  интересы его членов.

Частная собственность, ставшая  объективным фактором возникновения  государства, является и постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее  и формы собственности, в том  числе и частной. Собственность  меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В  результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности  изменяется и социально-экономическая  сущность государства, его цели и  задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать  новые качественные черты и частная  собственность, то есть собственность  индивида.

В современном государстве  частная собственность становится не столько государственным, сколько  общественным институтом, который находится  под государственной защитой. Государство  стимулирует и охраняет ту собственность  индивида (индивидов), которая органически  включается в общую экономическую  систему общества и обеспечивает его материальное и духовное благополучие. Всеобъемлющая государственная  собственность, которая длительное время была фактически единственной формой собственности в социалистических странах, не выдержала испытания  временем.

Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса, оно одновременно является «организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества». Объективность данного вывода не подлежит сомнению. Какое же из названных свойств государства должно преобладать? Марксистское учение о сущности государства классовые начала однозначно считает преобладающими; на всех этапах его развития.

Однако реальность человеческого  бытия на более зрелых ступенях его  развития внесла существенные коррективы в соотношение «классовых» и  «общих» задач государства.

С существенным изменением условий жизни общества произошло, с одной стороны, сужение сущности государства как организации  классового господства, с другой - расширение и обогащение тех объективных его свойств, которые характеризуют государство как организацию всего общества. Под влиянием процессов прогрессивного общественного развития сокращается «отрыв» государства от народа, происходит «приближение» его к коренным интересам и потребностям общества и личности. Таким образом, из органа, стоящего над обществом, государство превращается в орган, служащий обществу.

В каждом конкретном государстве  есть общее, характерное для всех государств, особенное, выражающее отличительные  признаки родственной группы государств, и единичное, присущее только данному  конкретному государству. На всех ступенях своего исторического развития государство  сохраняет свои общие существенные черты и в то же время изменяется в своей конкретной сущности в  силу меняющихся условий общественной жизни.

Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства  является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в  его существовании видели общее  благо (Гроций): общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализании свободы человека.

В середине XХ века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «плюралистическая демократия», «правовое государство» и др.), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс, Джонс и др.).

Взгляды на социальное назначение государства, как видно, определяются теми объективными условиями, которые  характерны Для данного уровня развития общества. С их изменением; меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные  исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные  изменения общественной жизни, ее реализация в практике общественного строительства.

Определить общее понятие  государства, которое бы отражало все  без исключения признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, как доказала мировая наука и общественная практика, любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В своей совокупности и взаимодействии эти признаки позволяют дать следующее определение государства:

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и  социальная направленность. На характер государственности и государственное  устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и  другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организованного  общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

Господство производственных отношений одного типа в различных  странах, относящихся в силу этого  к одной общественно- экономической формации, обусловливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Формационный критерий, лежащий  в основе марксистской типологии  государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное - и последний исторический тип - социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции.

  • Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
  • Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.
  • Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися.Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип государства - последний тип эксплуататорского государства.
  • Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
  • Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) - экономическая основа данных государств.

Западно-европейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы.

Подобную трактовку типологии  государств дает американский профессор  Р. Макайвер. Он делит все государства на два типа: 1) династические (антидемократические), где общая воля государственная) не выражает воли большинства населения; 2) демокритические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие. Итак, понятие типа государства и права многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВ

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

1. Форма правления представляет  собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образования и распределения  компетенции между ними. Форма  государственного правления дает  возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Информация о работе Понятие государства, его функции и механизм