Полномочия Российской Федерации в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере образования;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования;

3) обеспечение реализации государственных гарантий прав граждан в сфере образования, за исключением государственных гарантий, обеспечение реализации которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Работа содержит 1 файл

Статья 6.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

11) организация предоставления среднего  профессионального образования;

12) организация предоставления дополнительного  образования детям в образовательных организациях дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации;

13) организация предоставления дополнительного  профессионального образования  (за исключением образования,  получаемого в федеральных государственных  образовательных организациях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

14) проведение аттестации педагогических  работников образовательных организаций  (за исключением педагогических  работников федеральных государственных  образовательных организаций);

15) обеспечение и проведение государственной  (итоговой) аттестации обучающихся,  освоивших образовательные программы  основного общего образования  или среднего общего образования,  в том числе в форме единого  государственного экзамена (включая  подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);

16) установление формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования;

17) участие в разработке на основе  федеральных государственных образовательных  стандартов общего образования  примерных основных образовательных  программ с учетом их уровня  и направленности (в части учета  региональных, национальных и этнокультурных  особенностей);

18) обеспечение осуществления мониторинга  в системе образования на уровне  субъектов Российской Федерации;

19) информационное обеспечение в  пределах своих полномочий организаций,  осуществляющих образовательную  деятельность;

20) установление социальной поддержки различным категориям обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, за исключением обучающихся и педагогических работников федеральных образовательных учреждений, видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся и педагогических работников;

21) установление для образовательных  организаций, находящихся в ведении  субъекта Российской Федерации,  и муниципальных образовательных  организаций дополнительных к  федеральным требований к образовательным  организациям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

22) организация обеспечения учебниками  в соответствии с федеральными  перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в аккредитованных и реализующих основные общеобразовательные программы образовательных организациях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных организациях;

23) участие в отборе организаций,  осуществляющих издание учебных  пособий, которые допускаются  к использованию в образовательном  процессе в аккредитованных и  реализующих основные общеобразовательные  программы образовательных организациях, в части издания учебных пособий по родному языку и родной литературе;

24) организация дополнительного профессионального  образования работников образовательных  организаций субъекта Российской  Федерации и муниципальных образовательных  организаций;

25) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации имеют право  дополнительного финансирования  мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных организациях, а также в имеющих государственную аккредитацию частных общеобразовательных организациях, а также осуществления государственной поддержки реализации дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных организациях.

Статья 9. Полномочия муниципальных районов  и городских округов в сфере  образования

1. К  полномочиям муниципальных районов  и городских округов по решению  вопросов местного значения в  сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в образовательных организациях субъекта Российской Федерации) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района (городского округа); обеспечение содержания детей в дошкольных образовательных организациях;

2) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных  образовательных организаций;

3) обеспечение  содержания зданий и сооружений  муниципальных образовательных  организаций, обустройство прилегающих  к ним территорий;

4) учет  детей, подлежащих обучению по  образовательным программам дошкольного,  начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными организациями;

5) осуществление  иных полномочий в сфере образования,  установленных в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

2. В  субъектах Российской Федерации  – городах федерального значения  Москве и Санкт-Петербурге полномочия  органов местного самоуправления  внутригородских муниципальных  образований в сфере образования,  в том числе по закреплению  территорий за образовательными организациями субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Органы  местного самоуправления городских  округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений высшего образования. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

     Полномочия (права) представляют собой ограниченное право использовать

ресурсы организации  и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение

определённых задач.

Идея этой системы  проста – речь идет о представлении работникам определенной

свободы действий в рамках данного задания и  периодического контроля. Суть

делегирования состоит  в том, что руководитель предоставляет  подчиненным

свободу действий в решении тех или иных вопросов, специальных заданий, т.е.

передает им часть  своих полномочий, при этом всю  ответственность, как

правило,  продолжает нести этот руководитель. Обычно делегируются:

специализированная  деятельность, рутинная работа, частные  вопросы

деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).  Не подлежат

делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке  политики

предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи

высокой степени  риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные

дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки. 

Различают два  типа полномочий – линейные и аппаратные. 

Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются от начальника к

подчиненному, а  от него к другому подчиненному. Самыми большими линейными

полномочиями обладает руководитель организации.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней  управления

организацией. Процесс  создания иерархии называется склярным процессом, в

процессе которого выстраивается склярная цепь (цепь команд). Любая

организация, за исключением  очень маленьких, имеет данную цепь команд. 

Аппаратные полномочия характерны для аппаратов управления в крупных компаниях. Существует три вида аппаратов:

1.     Консультативный  аппарат оказывает помощь линейному  руководителю путем

его консультирования в области новейшей технологии, юриспруденции  и так

далее.

2.     Обслуживающий  аппарат – это аппарат, сосредоточенный  в функциональных

отделениях организации. Оказывает помощь линейному руководителю в области

финансов, планирования, связей с общественностью и так далее.

3.     Личный  аппарат – это разновидность  обслуживающего аппарата (секретари,

референты и так  далее).

Основные виды аппаратных полномочий:

1.           Рекомендательные полномочия. Линейные  руководители обращаются за

консультацией к  консультативному аппарату.

2.           Обязательное согласование. В некоторых  организациях записана в

уставе обязанность  согласования решения по некоторым  вопросам с

консультативным аппаратом, но руководитель не обязан принимать его

рекомендации, хотя в любом случае окончательное решение и результат аппарат

должен знать.

3.           Параллельные полномочия. Высший  орган управления фирмой может

расширить объем  полномочий аппарата, предоставив ему  право отклонять решения

линейного руководителя. Целью параллельных полномочий является установление

системы контроля и предотвращение грубых ошибок .

4.           Функциональные полномочия. Это  полномочия функциональных

подразделений организации, которые могут действовать по указаниям

руководителя, но могут и запрещать некоторые решения в пределах своей

компетенции .

Полномочия (права) должны быть эффективно распределены. Ключевую роль в их

распределении играет делегирование  линейных полномочий. Лицо, получившее

полномочия, принимает  на себя личную ответственность за порученную работу и

отвечает перед  руководителем за ее выполнение.      Делегирование требует

эффективной коммуникации. Руководители  неохотно делегируют полномочия по

нескольким причинам: они или часто берут всю  работу на себя, или не умеют

руководить, или  не доверяют подчиненным, или боятся риска, или отсутствует

контроль над  работой подчиненных.

Подчиненные, со своей  стороны, пытаются заблокировать процесс  делегирования

полномочий либо из-за боязни критики от руководителя; либо из-за отсутствия у

Информация о работе Полномочия Российской Федерации в сфере образования