Статья
6. Полномочия Российской Федерации
в сфере образования
1. К
полномочиям Российской Федерации
в сфере образования относятся:
1) разработка
и реализация государственной
политики в сфере образования;
2) принятие
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации в сфере образования;
3) обеспечение
реализации государственных гарантий
прав граждан в сфере образования,
за исключением государственных
гарантий, обеспечение реализации
которых осуществляется органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
4) формирование
федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих управление
в сфере образования;
5) разработка
и реализация федеральной целевой
программы развития образования
и международных программ в
сфере образования;
6) создание,
реорганизация и ликвидация федеральных
государственных образовательных
организаций;
7) установление
порядка лицензирования образовательной
деятельности и государственной
аккредитации
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
8) установление
форм и порядка проведения
государственной (итоговой) аттестации
обучающихся (за исключением государственной
(итоговой) аттестации, указанной в пункте 15 части 1
статьи 8
настоящего Федерального закона), в том
числе порядка проведения единого
государственного экзамена (включая порядок
проверки экзаменационных работ и систему
оценки результатов, порядок подачи и
рассмотрения апелляций), порядка разработки,
использования и хранения контрольных
измерительных материалов, а также утверждение
положения о системе общественного наблюдения
при проведении государственной (итоговой)
аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего образования
или среднего общего образования, в том
числе установление порядка аккредитации
общественных наблюдателей;
9) методическое
обеспечение государственной (итоговой)
аттестации по образовательным
программам основного общего
и среднего общего образования
в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами;
10)
организация проведения единого
государственного экзамена на
территории Российской Федерации,
в том числе разработка контрольных
измерительных материалов для
проведения единого государственного
экзамена и обеспечение ими государственных
экзаменационных комиссий в субъектах
Российской Федерации, организация и осуществление
централизованной проверки экзаменационных
работ участников единого государственного
экзамена, организация формирования и
ведения федеральной информационной системы;
11)
установление порядка приема
в образовательные организации,
перечня общеобразовательных предметов,
по результатам освоения которых
осуществляется прием на обучение
по образовательным программам
высшего образования, перечня дополнительных
вступительных испытаний при приеме на
обучение по образовательным программам
высшего образования;
12)
установление порядка проведения
всероссийской олимпиады школьников, перечня олимпиад школьников
и порядка их проведения;
13)
установление федеральных требований
к образовательным организациям
в части строительных норм и правил,
санитарных норм, охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
14)
установление нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности
за счет средств федерального бюджета,
финансовое обеспечение деятельности
федеральных государственных казенных
образовательных учреждений и выполнения
государственного задания федеральными
государственными бюджетными и автономными
образовательными учреждениями;
15)
создание единой для Российской
Федерации системы информации
в сфере образования; формирование
и ведение федеральных информационных
систем в сфере образования;
в том числе организация формирования
и ведения федеральной информационной
системы единого государственного экзамена,
федеральной информационной системы обеспечения
приема в образовательные учреждения
среднего профессионального и высшего
образования;
16)
установление порядка проведения аттестации
педагогических работников; проведение
аттестации педагогических работников
федеральных государственных образовательных
организаций;
17)
установление порядка осуществления
мониторинга в системе образования,
перечня обязательной информации,
подлежащей мониторингу в системе образования;
обеспечение осуществления мониторинга
в системе образования на федеральном
уровне;
18)
установление и реализация мер
социальной поддержки различных
категорий обучающихся и педагогических
работников федеральных государственных
образовательных учреждений, а также видов
и норм материального обеспечения обучающихся
и педагогических работников в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
19)
установление и присвоение государственных
наград и почетных званий работникам
образования;
20)
лицензирование и государственная
аккредитация:
образовательных
организаций и научных организаций,
реализующих образовательные программы
высшего образования;
федеральных
государственных образовательных
учреждений среднего профессионального
образования, реализующих образовательные
программы среднего профессионального
образования по подготовке специалистов
в сферах обороны, оборонного производства,
внутренних дел, безопасности, ядерной
энергетики, транспорта и связи, наукоемкого
производства по специальностям, перечень
которых утверждается Правительством
Российской Федерации;
федеральных
государственных образовательных
учреждений, реализующих образовательные
программы по направлениям подготовки
(специальностям) в области обороны
и безопасности государства (военно-учебных
заведений);
организаций,
осуществляющих образовательную деятельность
по дополнительным профессиональным образовательным
программам, по которым установлены
федеральные государственные требования;
расположенных
за пределами территории Российской Федерации
российских образовательных организаций;
21)
формирование, ведение и обеспечение
использования федеральной информационной
системы государственной аккредитации,
содержащей сведения о деятельности
имеющих государственную аккредитацию
организаций, указанных в пункте 20 части
1 настоящей статьи;
22)
государственный контроль качества
образования в организациях, указанных
в пункте 20 части 1 настоящей статьи,
в соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами, федеральными государственными
требованиями, принятие мер по устранению
нарушений, в том числе путем направления
обязательных для исполнения предписаний
таким организациям, контроль за исполнением
предписаний;
23)
государственный надзор за соблюдением
законодательства об образовании организациями,
указанными в пункте 20 части 1 настоящей
статьи, а также органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими управление в сфере образования,
принятие мер по устранению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области образования, в том числе путем
выдачи предписаний об устранении выявленных
нарушений указанным образовательным
и научным организациям, их учредителям,
органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, контроль за исполнением
таких предписаний;
24)
изучение потребности рынка труда,
разработка прогнозов подготовки
специалистов и рабочих, требований
к подготовке рабочих и специалистов
на основе прогноза потребностей
рынка труда;
25)
осуществление иных полномочий в сфере
образования, установленных в соответствии
с настоящим Федеральным законом, иными
федеральными законами, указами Президента
Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации.
Статья
8. Полномочия субъектов Российской Федерации
в сфере образования
1. К
полномочиям субъекта Российской
Федерации в сфере образования
относятся:
1) принятие
законов и иных нормативных
правовых актов субъекта Российской
Федерации в сфере образования;
2) разработка
и реализация региональных программ
развития образования с учетом национальных
и региональных социально-экономических,
экологических, культурных, демографических
и других особенностей субъекта Российской
Федерации;
3) формирование
органов исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования;
4) создание,
реорганизация и ликвидация образовательных
учреждений субъекта Российской
Федерации;
5) установление
региональных нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности;
формирование бюджета субъекта Российской
Федерации в части расходов на образование;
6) обеспечение
государственных гарантий прав
граждан на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
общего образования, а также дополнительного
образования в общеобразовательных организациях
посредством выделения субвенций местным
бюджетам в размере, необходимом для реализации
основных общеобразовательных программ
в части финансирования расходов на оплату
труда работников общеобразовательных
организаций, расходов на учебники и учебные
пособия, технические средства обучения,
расходные материалы и хозяйственные
нужды (за исключением расходов на содержание
зданий и коммунальных расходов, осуществляемых
из местных бюджетов) в соответствии с
нормативами, установленными законами
субъекта Российской Федерации;
7) обеспечение
государственных гарантий прав
граждан на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного образования
в дошкольных образовательных
организациях путем выделения субвенций
местным бюджетам в размере, необходимом
для реализации образовательных программ
дошкольного образования в части финансирования
расходов на оплату труда работников дошкольных
образовательных организаций, расходов
на учебные и наглядные пособия, технические
средства обучения, игры и игрушки, расходные
материалы и хозяйственные нужды (за исключением
расходов на содержание зданий и коммунальных
расходов, осуществляемых из местных бюджетов)
в соответствии с нормативами, установленными
законами субъекта Российской Федерации;
8) организация
предоставления общедоступного
и бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья, для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, для
детей, нуждающихся в длительном лечении,
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, для обучающихся
в специальных учебно-воспитательных
учреждениях открытого и закрытого типа
(за исключением образования, получаемого
в федеральных государственных образовательных
организациях, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации)
в соответствии с нормативами, установленными
законами субъекта Российской Федерации;
9) обеспечение
получения гражданами дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего общего
образования в аккредитованных частных
общеобразовательных организациях в размере,
необходимом для реализации основных
общеобразовательных программ (в части
расходов на оплату труда педагогических
работников, расходов на учебники и учебные
пособия, технические средства обучения,
расходные материалы) в соответствии с
нормативами, установленными для государственных
образовательных организаций, находящихся
в ведении субъектов Российской Федерации,
и муниципальных образовательных учреждений;
10)
обеспечение получения гражданами
дошкольного образования в частных
дошкольных образовательных организациях
в размере, необходимом для
реализации образовательной программы
дошкольного образования (в части расходов
на оплату труда педагогических работников,
расходов на учебные и наглядные пособия,
технические средства обучения, игры и
игрушки, расходные материалы) в соответствии
с нормативами, установленными для государственных
образовательных организаций, находящихся
в ведении субъектов Российской Федерации,
и муниципальных образовательных учреждений;