Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Цель – определение полномочий Президента Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать правовой статус Президента РФ и, соответственно, вывести основные его полномочия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3
Глава 1. Правовой статус Президента Российской Федерации…………….….4
Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственного управления………………………………………….6
2.1. Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)……………………………………….………….….6
2.2. Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти. (ст. 84 Конституции РФ)……………………………….…….….7
2.3. Полномочия Президента РФ в области внешней политики……….…8
2.4. Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ………………………………….…………..8
2.5. Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства…….………..9
2.6. Иные Полномочия Президента Российской Федерации………..……10
Глава 3. Функции Президента Российской Федерации……………….….…..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………15

Работа содержит 1 файл

КР ПРАВО.docx

— 36.58 Кб (Скачать)

 

Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Петрозаводский  филиал

 

Факультет экономики и финансов

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: ПРАВО

На тему: «Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственного управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса,

заочного  отделения

группа 12-29730/1-1

специальность «Финансы и кредит»

Федорова  Александра Алексеевна

 

Руководитель:

Оленина Татьяна  Юрьевна,

к.э.н., доцент

 

Оценка ________________________

Подпись преподавателя___________________

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2012  г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3

Глава 1. Правовой статус Президента Российской Федерации…………….….4

Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере          государственного управления………………………………………….6

2.1. Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)……………………………………….………….….6

2.2. Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти. (ст. 84 Конституции РФ)……………………………….…….….7

2.3.  Полномочия Президента РФ в области внешней политики……….…8

2.4. Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ………………………………….…………..8

2.5. Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства…….………..9

2.6. Иные Полномочия Президента Российской Федерации………..……10

Глава 3.  Функции Президента Российской Федерации……………….….…..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является, также,  гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

          Вопросы полномочий Президента Российской Федерации являются одними из важнейших в государственно-правовой жизни российского общества и государства. Именно от их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом. 
          Объектом настоящей контрольной работы является Президент Российской Федерации. А предметом становится российское законодательство, регулирующее его полномочия.

Цель  – определение полномочий Президента Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать правовой статус Президента РФ и, соответственно, вывести основные его полномочия.             

 

 

Глава 1. Правовой статус Президента Российской Федерации

 

Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции Российской Федерации. Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для  исполнения в Российской Федерации. Если акты правительства противоречат конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом. Президент, как и правительство, имеет право законодательной  инициативы.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.).

Статья 93 Конституции устанавливает  порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие  от прочих лиц, замещающих государственные  должности, которым предоставляется  государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение  срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно1.

          Современное законодательство определяет статус Президента в тесной связке с системой разделения властей. В статье 11 Конституции России Президент указан в одном ряду с Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации. Его первое место в перечне федеральных органов вполне соответствует той роли, которая отводится главе государства с президентской формой правления. Вместе с тем ни в статье 10, провозглашающей разделение властей, ни в статье 11, определяющей основы государственной власти Российской Федерации и субъектов, Президент не исключен из системы исполнительной власти. 
           В связи с этим правовой статус Президента России и система органов, которые по своему назначению и функциям именуются президентскими, являются объектами регулирования не только конституционного, но и административного права. Исходя из этого, представляется весьма актуальным изучение и рассмотрение вопроса о статусе Президента Российской Федерации как главы государства, а также его полномочий,  и, в частности, как фактического организатора и руководителя всей системы исполнительной власти России. 
           В Конституции Российской Федерации 1993 года Президент определяется как глава государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо».               
           Согласно современному законодательству Президент оказывается как бы выведенным из системы разделения властей. Действующая Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных

________

  1. Закон Российской Федерации lawrf.ru [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lawrf.ru/content/306-polnomochija-prezidenta-rossijskoj-federacii-v-sfere.html - Данные на 2010 год.

 

органов страны. Это отразилось даже на очередности ее глав: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание». 
           Но изменение конституционной формулы, по сравнению с прежней, не означает ограничения полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой ветви власти. Тем не менее, употребление термина «президентская власть» может означать только «особый» статус Президента в системе трех ветвей власти, наличие у него некоторых собственных полномочий и их комплексный характер по взаимодействию с другими ветвями власти, но, более всего, с исполнительной.

 

Глава 2. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственного управления.

2.1. Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ (ст. 83 Конституции РФ)

 
 1. Президент в соответствии с  Конституцией назначает Председателя  Правительства Российской Федерации  с согласия Государственной Думы. Представление Президента по  данному вопросу вносится в  Государственную Думу не позднее  двухнедельного срока после вступления  в должность вновь избранного  Президента или после отставки  Правительства либо в течении недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой;  
 2. Президент имеет право председательствовать на заседания Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он также определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной власти;  
 3. Президенту принадлежит право принятия решения об отставке Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по собственной инициативу принять решение об отставке Правительства, в таком случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства.  
 4. В особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые посты на федеральном уровне.

 
 
  2.2. Полномочия Президента РФ по отношению к законодательной власти. (ст. 84 Конституции РФ)

 
 1. Президент Российской Федерации  как глава государства с целью  непрерывной работы государственной  власти назначает выборы Государственной  Думы.  
 2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации. 
 3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.  
 4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы. 
 5. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России. 
 6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.  
 
  2.3. Полномочия Президента РФ в области внешней политики

 
 1. Президент представляет Россию  в международных отношениях, проводит  переговоры, подписывает ратификационные  грамоты.  
 2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.  
 3. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

 
   2.4. Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ.

 
 1. Президент определяет основные  направления военной политики  государства, осуществляет руководство  Вооруженными Силами России, другими  воинскими формированиями и организациями.  
 2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.  
 3. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.  
4. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил. 
 5. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);  
 6. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

 
  2.5. Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства.

Президент решает вопросы: 
 1) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;  
 2) принимает решения по вопросам восстановления гражданства;  
 3) дает разрешение на выход из гражданства;  
 4) разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.  
 5) предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища. 
   2.6. Иные Полномочия Президента Российской Федерации. 
 
 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные.  
 2. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации. 
 3. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими. 
 4. Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственного управления