Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:27, реферат
Парламент в свете теории разделения властей - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Институт парламента имеет многовековую историю.
Первые представительные учреждения с отчетливыми законодательными полномочиями возникли еще во время античности - это Народное собрание (экклезия) времен Перикла, преобразовавшееся из органа родовой демократии в орган государственной власти; древнеримский Сенат, возникший на основе древних куриатных комиций и ставший высшим учреждением Республики. Считается, однако, что родиной современного парламента является Англия - в Xlll веке королевская власть в соответствии с великой хартией вольности (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и других странах, которые затем преобразовались в парламентские учреждения современного типа.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Формирование парламента…………………………………………………….4
2. Внутренняя структура парламента……………………………………………5
3. Основные полномочия парламента и его палат……………………………...6
4.Законодательный процесс……………………………………………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..20
Объектом
парламентского контроля
Основными
методами осуществления
1. Постановка вопроса
о доверии - применяется в парламентарных
странах, где правительство
2. Интерпелляция - это
обращение к правительству
Интерпелляция
широко используется в
3.Вопросы
устные и письменные. Широко используются
парламентариями. Например, в парламенте
Великобритании это наиболее
часто практикуемая процедура.
Ответы министров на устные
вопросы депутатов
4. Резолюция порицания
отличается от вотума
5. Деятельность
Ратификация - это утверждение
высшим органом государства
В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права.
Однако ратификация (как и денонсация) одновременно является институтом внутреннего права, т.к. только оно определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Как правило, такими органами являются главы государств и парламенты.
Назначение референдума - не слишком частое конституционное полномочие парламента; компетенция в этой области носит либо исключительный, либо альтернативный характер.
Например,
согласно Конституции США,
решение вопросов войны и мира
возложено на Конгресс. Он наделен
правом "объявлять войну, выдавать
каперские свидетельства и
1.Процедуру импичмента (заимствована
из парламентской практики
2.Право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц.
3.Объявление амнистии.
4. Законодательный процесс.
Стадии законодательного
процесса. Процесс законотворчества
занимает более половины
Внесение законопроекта.
Составить свой законопроект и предложить
его может любое физическое или
юридическое лицо. Можно составить
текст и послать его, например,
в национальное собрание Франции, но
парламент не обязан принимать к
рассмотрению такой текст. Он обязан
рассматривать только проекты, внесенные
органами и должностными лицами, пользующимися
по конституции правом законодательной
инициативы. Именно такому праву соответствует
указанная выше обязанность парламента.
Право законодательной
Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности ( в некоторых странах - несколько десятков человек), отдельные депутаты ( в Египте и Польше - один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, генеральный прокурор - в Бразилии). В развитых капиталистических странах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законопроекта.
Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может выносить только правительство. Инициатива пересмотра конституции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Италии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносят только в нижнюю палату.
Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не комиссии) называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
Обычно бывают три чтения
(в Албании предусматривалось
четыре), но иногда при принятии срочных
законопроектов их число сокращается.
При принятии срочных, не вызывающих
разногласий, особо важных законов
комитетская стадия, особенно в странах
англосаксонского права, может быть
замена заседанием комитета всей палаты,
т.е. пленарным заседанием, но проходящим
по иной процедуре. В Болгарии, Польше,
Швеции применяются два чтения. Каждому
чтению может предшествовать комитетская
стадия - обсуждение в соответствующей
постоянной комиссии, а после нее
- доклад и содоклад на пленарном
заседании парламентского меньшинства.
В некоторых странах при
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном - передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглашения заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.
Второе чтение происходит
с докладом автора проекта (представителя
правительства, иного органа, депутата)
и содокладом постоянной комиссии.
На этой стадии обсуждается и голосуется
каждая статья проекта, обсуждаются
и голосуются поправки часто председатель
палаты суммирует одинаковые поправки
и вместе ставит их на голосование).
В странах англосаксонского права
спикер, используя свои большие полномочия,
нередко применяет прием "кенгуру"
- по своему выбору ставит на голосование
одни поправки, игнорируя другие. Для
ограничения времени прений используется
также прием "гильотина" - заранее
назначается время прекращения
прений, и те, кто уже записался,
но не получил слова, лишаются возможности
выступить. "Предварительный вопрос"
о прекращении дискуссии
Обсуждение на пленарном
заседании бывает двух видов: свободное
и фракционное. Свободное обсуждение
предполагает, что выступать может
каждый депутат и что он, высказывая
свое отношение к проекту, не связан
фракционной (партийной) дисциплиной.
В США обсуждение часто носит
именно такой характер, во многих других
странах свободное обсуждение проводится
только по специальному постановлению
парламента (по требованию определенного
числа депутатов, хотя отнюдь не большинства).
К свободному обсуждению в современных
парламентах прибегают весьма редко.
В Великобритании за последние три
десятилетия оно имело место
всего несколько раз. Так же обстоит
дело в Израиле и многих странах.
Обычно обсуждение бывает фракционным,
когда от имени фракции выступает
ее руководитель или другое уполномоченное
им лицо. Решение об этом принимается
на фракции заранее, как и решение
о принципиальном отношении к
проекту. Выступающий дает оценку проекта,
вносит предложения о его принятии,
отклонении, изменении или дополнении.
При системе фракционного принуждения
члены фракции обязаны
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.
Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голосов состава каждой палаты, в Израиле - большинство присутствующих (без кворума), В Румынии - большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине - более чем половиной конституционного состава однопалатного парламента.
Члены парламента голосуют
разными способами: с помощью
электронной системы (нажимая определенные
кнопки на своем пульте), бюллетенями,
поднятием руки, путем разделения
(выхода в разные двери), аккламацией
(криком),в ответственных
Поскольку законопроект становится
законом, только если принят в одинаковом
тексте в обеих палатах (при двухпалатном
парламенте), после принятия в одной
палате в другую (нередко, как отмечалось,
законопроект обсуждается параллельно
в обеих палатах, но многие конституции
требуют, чтобы он был принят сначала
в нижней палате). Одна из палат, обычно
верхняя, может не согласиться с
текстом, принятым другой палатой (вето
палаты). Тогда возникает вопрос
о преодолении разногласий
При разногласии палат применяется несколько способов их преодоления: 1.) правило "челнока": проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2.) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат; 3.) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в Испании, Польше) достаточно простого большинства списочного состава палаты. В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено на другой сессии парламента, т.е. практически через год.