Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:10, курсовая работа
Целью работы является выявление основных особенностей политико-правового режима России и понимание причин их появления и развития. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1) исследовать современные политические режимы
2) изучить истоки появления режима;
3) охарактеризовать политико-правовой режим России;
4) выявить недостатки и достоинства режима;
5) проанализировать перспективы развития;
Введение 3
Глава I. Структура и особенности функционирования
политико-правового режима 5
§1. Среда функционирования и структура политического режима 5
§2. Типы современных политических режимов 9
§2.1. Демократия 9
§2.2. Авторитаризм 13
§2.3. Тоталитаризм 17
Глава II. Политико-правовой режим в современной России 19
§1. Становление режима современной России 19
§2. Основные характеристики 22
§3.Недемократические тенденции в политическом режиме
современной России 26
§4 Демократические тенденции в политическом режиме
современной России 28
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
Глава I. Структура и особенности функционирования политико-правового режима |
§1. Среда функционирования и структура политического режима 5 |
§2. Типы современных политических режимов §2.1. Демократия §2.2. Авторитаризм §2.3. Тоталитаризм |
Глава II. Политико-правовой режим в современной России 19 |
§1. Становление режима современной России |
§2. Основные характеристики §3.Недемократические тенденции в политическом режиме современной России §4 Демократические тенденции в политическом режиме современной России |
Заключение |
Список использованных источников и
литературы Приложения |
Введение
Целью работы является выявление основных особенностей политико-правового режима России и понимание причин их появления и развития. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
1) исследовать современные политические режимы
2) изучить истоки появления
3) охарактеризовать политико-правовой режим России;
4) выявить недостатки и достоинства режима;
5) проанализировать перспективы развития;
Теоретико-методологическая основа существенным образом опирается на разработки в области философии и антропологии права, общей теории государства и права, классические и современные концепции самобытной российской государственности. Предмет, цель и задачи исследования определили его методологическую основу, которая обеспечивается сочетанием всеобщих, общенаучных (диалектического, институционального и системно-структурного анализа и др.) и специальных методов (сравнительно-правового, историко-правового, формально-юридического и др.)
Эмпирическую основу работы составили
различные политико-правовые и политологические
Глава I. Структура и особенности функционирования политико-правового режима
§1. Среда функционирования и структура политического режима
Политический режим существует в каком-то окружении, психологическом, социальном, географическом. Связи режима и его окружения бывают самыми различными. Очевидно, например, что становление режима часто протекает при условии сильного влияния социальных и культурных факторов. Если посмотреть на разновидности современной демократии, то можно заметить, что универсальные демократические институты - всеобщее разделение властей, многопартийность, избирательное право - функционируют не одинаково в Юго-Восточной Азии и Западной Европе. Демократии в Америке, Скандинавии и Японии ощутимо различаются между собой, несмотря на их правовое сходство. Но тогда можно заметить, что режим, оформившись, может и сам быть активным преобразующим началом1.
Анализ среды нужен потому, что, во-первых, позволяет понять, откуда, каким образом и как он возникает, а во-вторых, дает человеку возможность увидеть действие глубинных внесоциальных и социальных тенденций. В науке политики анализ влияния среды связывают, в основном, с исследованиями представителей системного подхода (чаще всего с работами Д. Истона "Системный анализ политической жизни", "Политическая система"), хотя проблема, например, взаимосвязей государства и общества анализируется еще с античности. Представления Истона были результатом исследования не режимов а политических систем. Но они вполне могут быть полезными и целям нашего исследования, так как понятие политической системы весьма близко (хотя не всегда равно) понятию политического режима.
По мнению Д. Истона функционирование политической системы - это чаще всего результат взаимодействия с внешней и внутренней средой.2 Можно сказать, что политическую систему поступают импульсы в виде поддержки и требований общества, а система, воспринимающая эти импульсы, перерабатывает их в конкретные действия по осуществлению решений и решения. Восприятие импульсов означает реализацию системой ее входящих функций, а переработка импульсов - ее исходящих функций. Немаловажный, с точки зрения Истона, факт - наличие не только прямых, но и обратных связей между "выходом" из системы и "входом" в нее. Обратная связь - это механизм саморазвития и самоконтроля системы. Если система по каким-то причинам утрачивает этот механизм, то в это же время она перестает быть открытой для внешних воздействий. В ней необратимо нарастает энтропия, подготавливающая условия для последующего разрушения системы. Таким образом, важность среды, учета ее импульсов для поддержания стабильности системы, не подлежит какому-либо сомнению. В самом общем понимании среда политической системы - это все то, что ее окружает и способно оказывать какое-либо влияние.
В зависимости от исследовательских целей среда режима может подразделяться по различным основаниям. Можно, например, разграничивать слабую и сильную среду по степени ее воздействия на политические структуры. Популярным является разделение среды на внутреннюю и внешнюю, или же экстра- и интрасоциетальную, как вслед за Д. Истоном называет это П. Шаран.3 Но чаще в политическом анализе рассматривается влияние социальных факторов на политику, прежде всего, социокультурных и экономических.
Политика, а значит и режим в большой степени представляет собой социальные явления, и среда социальная заслуживает внимательного изучения. В то же время неправильно было бы уменьшать и роль внесоциальной среды и стабилизации и функционировании политических режимов. Внесоциальная среда - это совокупность факторов, которые существуют относительно независимо от общества, но все же оказывающих определенное, иногда значительное влияние на политику. Потому что политика не является только простым отражением социальных факторов. Ее вообще нельзя было бы рассматривать как нечто "вторичное", или надстроечное. Природа политического режима слишком сложна, чтобы быть исчерпывающе описанной в детерминистских терминах. Если в политике и действуют какие-то линейные закономерности и односторонне-каузальные связи, то выявления такого рода связей еще отнюдь недостаточно, чтобы получить о ней представление. Значит, есть необходимость проанализировать не только социальные, но и внесоциальные факторы, действующие на политический режим. Какие это факторы? Прежде всего психологические. Конечно, вполне правомерно рассматривать психологию лидера не столько как среду режима, сколько как неотъемлемую его характеристику.
Таким образом, есть необходимость
рассматривать любое
§2. Типы современных политических режимов
§2.1. Демократия
Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos" -"народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.
«Демократия — это режим, при котором можно говорить все, что думаешь, даже если ты ничего не думаешь», - Лоуренс Питер.4
Определенные практические подходы и принципы отличают демократическое правление от других типов политических режимов.5
- Демократия
- это совокупность практических
мер и принципов, которые
- Демократические
государства оберегают членов
общества от всевластия
- Демократия
- форма правления, при которой
все граждане участвуют в
- Государства
с демократической формой
- Демократия
требует от государственных
- Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.
- Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.
- Демократические
государства отличаются
- Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Как сказал Махатма Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".6
Проанализируем некоторые из этих принципов, опираясь на свой житейский опыт. Безусловно, институционализация свободы человека – это один из главных плюсов демократии. Ведь все люди равны, независимо от их цвета кожи, других внешних признаков, материального положения. У каждого есть душа и биологическое происхождение всех людей схоже. Но, если посмотреть с другой стороны, то возникает вопрос, нужна ли свобода рабам? Свободой же тоже нужно уметь пользоваться, причем не во вред другим людям. На это способны многие , но не все, и дело не только в происхождении, но и в личностных особенностях человека, отчасти в воспитании. Но история показывает, что наличие свободы у всех и сразу возможно, это происходит в мире сейчас. Только действительно ли люди обладают свободой, или это иллюзия понять сложно.
Делегация государством своих полномочий местным органам власти, казалось бы, очень разумное решение, потому что на разных проще контролировать и управлять. К сожалению это может привести к сепаратистским настроениям отдельных субъектов. Эта система, должная быть максимально близкой к народу, не выполняет свою функцию, так как на деле воля и желания народа, минуя все уровни управления, искажаются или теряются.
Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа – Оскар Уайльд.7
Идея участия во власти всего народа посредством представителей справедлива, но она не учитывает, что людская сущность такова, что человек ради власти готов обманывать, прикидываться, а получая власть, часто меняет свою позицию. Выборы же могут быть сфальсифицированы за счет власти действующих лидеров (как авторитет, так и сила, деньги).
Вот что говорит о демократии Джек Лондон: «Демократия — мечта глупцов, демократия — такая же ложь, такой же дурман, как религия, и служит лишь для того, чтобы рабочие — этот вьюченный скот — не бунтовали. Когда они стонали под бременем нужды и непосильного труда, их уговаривали терпеть и нужду и труд и кормили баснями о царстве небесном, где бедные будут счастливы и сыты, а богатые и умные — гореть в вечном огне. Ох, как умные смеялись! А когда эта ложь выдохлась и у людей возникла мечта о демократии, умные постарались, чтобы она так и осталась мечтой, только мечтой. Миром владеют сильные и умные».8
Информация о работе Политико-правовой режим современной России