Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:23, курсовая работа
Целью написания этой работы является определение понятия «политико-правовой режим», критерии их классификации, рассмотрение разных видов политико-правовых режимов, существовавших ранее и существующих на данном этапе формирования нашего общества.
Введение………………………………………………………………3
1.Понятие и виды политико-правового режима……………………4
2.Демократический политико-правовой режим…………..………..8
3.Недемократические политико-правовые режимы.……...……....13
Заключение………………………………………………………..…21
Список использованных источников…………………………..…..23
Академия Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь
кафедра
теории и истории
государства и
права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Общая теория права
на
тему: «Политико-правовой
режим: понятие и
виды»
Минск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
1.Понятие
и виды политико-правового
2.Демократический
политико-правовой режим…………..…
3.Недемократические
политико-правовые режимы.……...
Заключение………………………………………
Список
использованных источников…………………………..…..23
ВВЕДЕНИЕ
Политико-правовой режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил. Политико-правовой режим - это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Различные исторические эпохи знают различные политические режимы. Одна из широко распространенных, классификаций политических режимов это деление их на демократические и недемократические. Демократический режим является одной из разновидностей политико-правового режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей участии народа в управлении государством, а так же уважении и охране прав человека . При недемократическом режиме государственная власть реально не формируется и не контролируется народом, а только лишь одним либо группой лиц. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими.
Итак,
темой написания данной курсовой
работы является политико-правовой режим,
его понятие и виды. Целью написания
этой работы является определение понятия
«политико-правовой режим», критерии их
классификации, рассмотрение разных видов
политико-правовых режимов, существовавших
ранее и существующих на данном этапе
формирования нашего общества.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА
На
данном этапе развития общества существует
множество дефиниций политико-
Термин
«политический режим» появляется в
научном обороте в 60-е гг. XX века.
Категория «политический режим»
Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.) [2.с.108]. Политико-правовой режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил.
Если государство использует недемократические, неправовые методы осуществления власти, то в обществе складывается недемократический политико-правовой режим, и наоборот, в случаях, когда государство выступает как легитимный, правовой институт общества и действует на основе демократических принципов, складывается демократический тип режима.
Существует много видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Разные исторические эпохи знают разные политические режимы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государствах можно обнаружить деспотию и демократию; в феодальных - абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических - буржуазно-демократический и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах - авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии[2.с.108]. Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидум - "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:
В соответствии с этими критериями выделяются два резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и недомократический.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
1. «по тому, в чьих руках власть»;
2.
«по тому, как эта власть используется»
[10, с. 342]. Одна из достаточно простых,
широко распространенных, классификаций
политических режимов - это деление
их на демократические и недемократические.
При недемократическом режиме государственная
власть реально не формируется и не контролируется
народом, а лишь устанавливается одним
лицом либо небольшой группой.
2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Демократический режим («демократия» от др.-греч. «демос» и «кратос» - народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод[3.с.84]. Демократический политико-правовой режим характеризуется реальным функционированием институтов народовластия. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими основными чертами:
1.
плюрализм в общественно-
2.
реализация в практике
3.защита
личности от произвола,
4.демократическая
власть в одинаковой мере
5.демократический
режим создает эффективные
6.
предоставление свободы
7.
демократический политический
В
демократическом государстве
При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни[4.с.94]. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиями: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляции), а также контроль за исполнительной властью.