Политико-правовой режим: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью написания этой работы является определение понятия «политико-правовой режим», критерии их классификации, рассмотрение разных видов политико-правовых режимов, существовавших ранее и существующих на данном этапе формирования нашего общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1.Понятие и виды политико-правового режима……………………4
2.Демократический политико-правовой режим…………..………..8
3.Недемократические политико-правовые режимы.……...……....13
Заключение………………………………………………………..…21
Список использованных источников…………………………..…..23

Работа содержит 1 файл

КУРСАВАЯ РАБОТА.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Академия  Министерства Внутренних Дел Республики Беларусь

кафедра теории и истории  государства и  права 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  предмету: Общая теория  права

на  тему: «Политико-правовой режим: понятие и  виды»   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск  2010

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     Введение………………………………………………………………3

     1.Понятие  и виды политико-правового режима……………………4

     2.Демократический  политико-правовой режим…………..………..8

     3.Недемократические  политико-правовые режимы.……...……....13

     Заключение………………………………………………………..…21

     Список  использованных источников…………………………..…..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Политико-правовой режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и  социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил. Политико-правовой режим - это функциональная сторона политической системы общества, это совокупность способов и методов осуществления власти на определенной территории. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Различные исторические эпохи знают различные политические режимы. Одна из   широко  распространенных, классификаций политических режимов   это деление их на демократические и недемократические. Демократический режим является одной из разновидностей политико-правового режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей участии народа в управлении государством, а так же уважении и охране прав человека . При недемократическом режиме государственная власть реально не формируется и не контролируется народом, а только лишь одним либо группой лиц. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими.

     Итак, темой написания данной курсовой работы является политико-правовой режим, его понятие и виды. Целью написания  этой работы является определение понятия «политико-правовой режим», критерии их классификации, рассмотрение разных видов политико-правовых режимов, существовавших ранее и существующих на данном этапе формирования нашего общества.   
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ  ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА

     На  данном этапе развития общества существует множество дефиниций политико-правового  режима, но, на мой взгляд, политический режим   означает  совокупность  приемов,  методов,  форм, способов  осуществления  политической  государственной  власти  в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое  положение личности  в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - это управление,  совокупность  средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса [1.с.132]

     Термин  «политический режим» появляется в  научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», подвергалась различным спорам среди  учёных. По мнению некоторых ученых, категория «политический режим» должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. Но по мнению других учёных, политический режим должен быть исключён из понятия формы государства, так как функционирование государства характеризует не политический режим, а государственный. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политико-правового режима. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политико-правовой режим предполагает и требует широкого и узкого подходов к его пониманию, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе, в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим. Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в широком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в узком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни). В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа в политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

     Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств  осуществления государственной  власти. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.) [2.с.108]. Политико-правовой режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в соотношении социально-классовых сил.

  Если  государство использует недемократические, неправовые методы осуществления власти, то в обществе складывается недемократический политико-правовой режим, и наоборот, в случаях, когда государство выступает как легитимный, правовой институт общества и действует на основе демократических принципов, складывается демократический тип режима.

     Существует  много видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность  политического режима оказывает  влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Разные исторические эпохи знают разные политические режимы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государствах можно обнаружить деспотию и демократию; в феодальных - абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических - буржуазно-демократический и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах - авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии[2.с.108]. Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидум - "мера всех вещей", основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

    1. Степень развития "гражданского общества";
    2. Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;
    3. Роль в государстве и обществе силовых структур (например армия, полиция);
    4. Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;
    5. Степень разделения властей и характер отношений между ними;
    6. Степень централизации власти;
    7. Механизм формирования представительных учреждений  и их функционирование.

В соответствии с этими критериями выделяются два  резко отличающихся между собой  типа политических режимов: демократический  и недомократический.

     Античный  философ  Аристотель  дает  два  критерия,  по  которым  можно  провести классификацию:

     1.  «по тому, в чьих руках власть»; 

     2. «по тому, как эта власть используется»  [10, с. 342]. Одна из достаточно  простых,  широко  распространенных, классификаций политических  режимов  - это деление   их  на  демократические и недемократические. При недемократическом режиме государственная власть реально не формируется и не контролируется народом, а лишь устанавливается одним лицом либо небольшой группой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ  РЕЖИМ

     Демократический режим («демократия» от др.-греч. «демос»  и «кратос» - народовластие) – это  одна из разновидностей режима, основанного  на признании принципа равенства  и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод[3.с.84]. Демократический политико-правовой режим характеризуется реальным функционированием институтов народовластия. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

     Политико-правовую сторону демократического режима можно  охарактеризовать следующими основными  чертами:

     1. плюрализм в общественно-политической  жизни. Этот принцип проявляется  в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых разных социальных групп и слоев населения;

     2. реализация в практике государственного  строительства принципа разделения  властей;

     3.защита  личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

     4.демократическая  власть в одинаковой мере учитывает  интересы большинства и меньшинства,  индивидуальные и национальные  особенности граждан, религиозные  убеждения человека;

     5.демократический  режим создает эффективные механизмы  прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему;

     6. предоставление свободы личности  в сферах экономической, политической  и культурной деятельности;

     7. демократический политический режим  базируется на правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.

     В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а  фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни.

     При демократии существует институциональный  и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным  интересам и склонностям. Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни[4.с.94]. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за деятельностью исполнительной власти. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиями: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляции), а также контроль за исполнительной властью.

Информация о работе Политико-правовой режим: понятие и виды