Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
Введение
1.Основные подходы к изучению политических режимов
2.Формы государственного режима
•Недемократический
◦Авторитарный
◦Тоталитарный
•Демократический
3.Переход от авторитаризма к демократии
Список используемой литературы
Демократия.
Различные разновидности демократического государственного режима могут существовать в капиталистическом обществе, теоретически возможны они и в условиях подлинного социализма, который в полном объеме пока что не был осуществлен ни в одной стране мира, а также в развивающихся странах, ориентирующихся как на капитализм, так и на социализм. Однако на практике до сих пор демократический режим был связан с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики; он существует, хотя и в незавершенной форме, и в большинстве зарубежных постсоциалистических государств.
Известны
два различных подхода к
Либеральная концепция унаследует в сути своей основу либеральных теорий. Главная идея – приоритет личности, индивида над обществом, над государством. Личность первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти. Еще одна главная черта традиционно-либеральной концепции демократии – предпочтение представительной демократии. Конституционность и ограничение политического господства – основные элементы понимания представительной демократии. Воля народа выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. Им она делегируется под ответственность в пределах конституции. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. Главное здесь – не стирание различия между правителями и управляемыми, а образование реальной основы для принятия решений. Народные представители, и те кто их избирает, одинаково конститутивны. Однако между ними четко проводится грань, - с одной стороны ответственность, с другой, - соучастие, компетентность представителя народа-депутата и полномочия, идущие от избирателя. «Традиционно-либеральная концепция демократии как представительной формы народовластия проводит принцип ответственности при меньшем внимании к принципу соучастия».18 Именно этот момент либеральной теории подвергается острой критике идентитарной концепции, поскольку, с их точки зрения, народ после избрания своих представителей оказывался под господством последних, самостоятельно принимающих любые решения.
В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.
Концепция
плюралистической демократии имеет
множество положительных
Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсунсной или социетальной демократии. Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методом компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение существует, прежде всего «сверху», государством, государственной властью.
Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти и имела очень сильные позиции (Австрия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.). к тому же эта теория преувеличивает значение компромиссов и приуменьшает самостоятельность и силу государственной власти.
Третья
современная теория – теория плебисцитарной
демократии – была разработана на
опыте Франции галлийского
С
точки зрения конституционного права
демократический
В
некоторых странах те или иные
из указанных признаков нарушаются, возникают
разные формы полудемократических, относительно
либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет,
Турция).
Переход от авторитаризма к
демократии
Демократия в наше время есть
процесс в двояком смысле: а)
как совокупность действий по осуществлению
ее принципов и функций ее институтов;
б) как становление, углубление в целом
системы демократических структур и отношений,
демократической
культуры в тех или иных странах. В ХХ в.,
в особенности после окончания второй
мировой войны, политическая история многих
стран связана с переходом к демократическим
режимам от различных форм авторитаризма
(Греции, Испании, Бразилии, Аргентины
и др.). Это относится и к бывшему СССР,
России и другим республикам, входившим
в СССР. Анализ процесса становления демократии
важен с точки зрения теоретической и
с позиции профессионального понимания
стратегии и тактики, форм и методов деятельности
политических институтов в переходный
период.
Общие черты перехода от авторитаризма к демократии
В различных странах переход к демократии специфичен, тем не менее политологическая наука на основе сравнительного анализа может выявить некоторые общие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов обществ к соглашению, к договоренности.
Эти элементы формируются только при наличии определённых условий. Одним из таких условий является экономический конфликт, носящий политической характер.
В
ситуации кризиса и формировалось
желание большинства к
роль старые политические и идеологические
ценности, и, развертывается поиск иных
опорных ценностей — гражданских и политических.
Таким
образом, начало в обществе политического
кризиса —одна из существенных общих
черт процесса перехода от авторитаризма
к демократии.
Кризисная ситуация является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам.
Следовательно, наличие
С политическим национальным кризисом
общество может покончить при условии
осуществления качественных изменений
в системе, а не отдельных частичных перемен
и уступок со стороны устаревшего режима.
Реформирование политической системы
в направлении введения демократических
институтов и норм, установление прав
и свобод граждан; перерастание ограниченных
реформ в глубокие и всеохватывающие,
в результате чего к власти приходят и
у власти закрепляются подлинно реформаторские
силы, -— таково главное содержание политического
перехода от авторитаризма к демократии.
Конкретные
особенности как политического
национального кризиса, так и
реформаторского процесса определяются
спецификой общественно-политической
ситуации, характерной для той или иной
страны. Общие черты переходного процесса
проявляются по-разному и в условиях авторитарных
и тоталитарных режимов. Тоталитарный
режим существенно отличается от авторитарного,
при нем государство поглощает гражданское
общество. Государство стремится контролировать
все стороны жизни людей; принуждает граждан
к единообразию их социальных отношений,
придавая им государственную,
идеологизированную форму. Что касаемся
авторитарного режима, то он мягче, в смысле
контроля государства над обществом, его
гражданами. Здесь правящая элита неоднородна,
в ее среде, как и в обществе, возможен
ограниченный плюрализм. Политическая
система обладает большей самостоятельностью
по отношению к экономике .
Итак, возможное разнообразие демократических режимов, приходящих на смену авторитаризма или тоталитаризма, - еще одна общая черта рассматриваемых переходных политических процессов.
Переход общества к демократии закрепляется
институционализацией
механизмов новой государственной В зависимости
от конкретных исторических условий, характера
стартового политического состояния общества,
особенностей политической культуры граждан
могут быть установлены плюралистическая,
элитарная, корпоративная либо какие-то
разновидности демократии. Скажем, элитарная
демократия формируется в ситуации, когда
широкие массы населения не проявляют
готовности принимать активное участие
в управлении государственной жизнью.
В итоге политическими факторами выступают
элитные группы, интеллектуальная элита,
реформаторски настроенная часть бюрократии,
деятели экономики и др. Плюралистическая
форма демократии складывается в обществе
с более или менее дифференцированной
социальной структурой, наличием элементов
многопартийности. Такими признаками
обладали, в частности, бывшие соцстраны
Восточной Европы, в том случае, если политический
кризис выливается в революционный, да
еще насильственный переворот, как это
произошло в Иране, тоталитарный режим,
в том числе в форме монархии, сменяется
авторитарной системой с элементами демократии
(конституция, выборы парламента, и пр.).
Причем, такие элементы скорее относятся
к идентитарной модели демократии. власти,
что также выступает существенной чертой
рассматриваемого политического процесса.
Институционализация включает: установление
институтов парламентаризма или президентской
демократии; законодательное оформление
разделения властей, создание соответствующих
структур всех трех ветвей власти на различных
уровнях. Институционализация новой системы
власти предполагает ее конституционное
закрепление, что обеспечивает легитимность.
Институциональное и конституционное
становление демократического режима
неотделимо от реформирования государственного
аппарата. Переход к демократии требует
формирования соответствующих институтов
гражданского общества: создание общественно-политических
организаций, разного рода ассоциаций,
через посредство которых граждане различных
слоев населения могли бы принимать участие
в политическом процессе, артикулировать
свои интересы и добиваться реализации
в политическом курсе правительства. В
процессе укрепления гражданского общества,
обретения им самостоятельности страна
адаптируется к новому режиму. Происходит
консолидация политических и общественных
сил на базе новых ценностей, новой идеологии.
С развитием гражданского
общества создаются условия для сопоставления
идей, подходов, позиций. Только на таком
пути, а не средствами принудительного
навязывания большинству взглядов меньшинства,
возможна действительно демократическая
консолидация общества и его развитие
в рамках новых общих базовых ценностей.
Естественно, что новый режим получит
поддержку большинства, если выработает
и будет последовательно проводить политический
курс, отвечающий его интересам, и обеспечит
ощутимое улучшение всего комплекса условий
жизни, а не только осуществление политических
прав и свобод. Постоянное сохранение
такой поддержки — основа основ демократического
строя.
Список
используемой литературы:
Юристъ, 1997. – 568с.
Юристъ, 1999. – 400с.