Политико-правовой режим: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Содержание

Введение

1.Основные подходы к изучению политических режимов

2.Формы государственного режима

•Недемократический
◦Авторитарный
◦Тоталитарный
•Демократический

3.Переход от авторитаризма к демократии


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Политико-правовой режим РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

    При тоталитарном режиме других подсистем  фактически не существует. Политическая система поглотила и духовную, и социальную, и даже экономико-хозяйственную подсистемы. Автономно существующего гражданского общества при  тоталитаризме нет, общество почти полностью подчинено и поглощено тоталитарным государством. (Точнее говоря, и общество  и государство поглощены монопольно правящей партией.) Все сферы жизни общества фактически слиты. Важнейшей характеристикой тоталитаризма является ориентация на тотальное единство всех без исключения сфер социальной жизни. Тоталитаризм стремится к слиянию частного и публичного, семьи, общества и государства, вождя, партии и масс. И государство, и гражданское общество поглощаются правящей партией, духовная культура (литература, искусство, философия, этика и даже наука) — тоталитарной идеологией и т.д. Важнейшим инструментом превращения общества в бесструктурную массу атомизированных индивидов является террор, распыляющий не только все социальные, но и референтные группы (т.е. те группы людей, нормы и ценности которых выступают для индивида эталоном и в которых он может найти защиту и поддержку; к ним относятся семья, религиозная община, нация и др.). В результате разрушения горизонтальных связей между людьми каждый человек остается один на один с партией-государством, которая является теперь единственной референтной группой. Любые групповые образования подлежат распылению, поскольку они потенциально ограничивают господство единственной партии, ставят предел ее власти над обществом. "Тоталитарное правление всегда превращает классы в массы", — отмечала Х. Арендт.

    Политическое  пространство, — сфера действия политики, власти и ее идеология, — распространяется на все общество, под политический контроль ставится любое проявление человеческой активности. Каких-либо границ политического пространства при тоталитарном режиме практически нет, ибо не существует пределов действия политики. "Безапелляционное командование правящей верхушки распространяется в одинаковой мере на концентрационные лагеря, агрономию и музыку"11, — писал Л. Троцкий о сталинском тоталитаризме. Словно подтверждая его слова, один из ближайших сотрудников Сталина Л. Каганович заявлял: "ЦК находил время руководить вопросами не только международной политики, вопросами обороны, хозяйственного строительства, но и одновременно заниматься такими вопросами, как учебники, как библиотеки, как художественная литература, театры, кино и т.п."12.

    Экономика тоже не является независимой, она подчиняется  политическим целям режима, что возможно благодаря слиянию в руках  партийной элиты политической и экономической власти. Экономика при тоталитаризме полностью подчинена политике. Именно полный контроль государства над экономикой, политическая мотивация экономических решений делают возможными характерные для тоталитарных режимов экономическую автаркию, гипертрофированное развитие военной и тяжелой индустрии в ущерб легкой и т. д.

    Таким образом, при тоталитаризме практически ничего "неполитического" не существует. Приказы власти и идеология правящей партии проникают во все клетки общественного организма, в экономику, культуру, общественную и частную жизнь. Даже моральные ценности предписываются тоталитарным государством. Любое принимаемое властями решение в той или иной сфере является политическим и обосновывается идеологически (правда, обычно обоснование лишь маскирует истинные причины принятия данного решения). Еще Ленин, заложивший основы первого в истории тоталитарного государства, требовал всеобъемлющего партийного контроля над жизнью общества: "Вся юридическая и фактическая конституция Советской республики строится на том, что партия все исправляет, назначает и строит по одному принципу"13, — заявил он в 1920 г. В том же году он писал: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний ЦК партии"14. Однако при жизни Ленину не удалось довести до конца тотальный партийный контроль над всеми сферами жизни общества.

    «Из той особенности тоталитарной диктатуры, что кроме политической системы  все остальные сферы жизни  общества практически не существуют, слиты, тотально едины, сцементированы проникновением единой идеологии и управляются и контролируются из одного центра, вытекает и другая особенность тоталитаризма — его принципиальная "необучаемость", вызванная отсутствием обратной связи между решениями власти и реакцией общества».15 Принимая какие-либо решения или осуществляя те или иные шага, власть только воздействует на общество; никаких сигналов в обратном направлении — как реагирует общество на действия власти — не поступает. Динамизм и способность к адаптации либеральной демократии, как уже отмечалось, в немалой степени связаны с тем, что в свободном обществе политическая система не подминает и не подавляет другие системы, составляющие вместе с ней в комплексе общество (т.е. экономическую, социальную и духовную). Политическая система функционирует в окружении других, независимых от нее сфер. Она не только воздействует на них, но и получает ответные сигналы, сообщающие о реакции общества на мероприятия власти в виде требований, поддержки, критики и т. д., что возможно благодаря существованию независимой прессы, независимого общественного мнения, оппозиционных политических партий, различных независимых ассоциаций и т. п. , кроме того, принимающие то или иное решение, не могут не думать о том, окажут ли им избиратели поддержку на следующих выборах.

    Еще одной характерной особенностью политической системы тоталитаризма является тот факт, что, хотя общество политизировано сверху донизу, реальная политическая жизнь протекает лишь на самой вершине властной пирамиды.

    Отметив некоторые главные особенности  политической системы тоталитаризма, приступим к рассмотрению ее структуры и основных принципов, на базе которых строятся как ее отдельные элементы, так и сама политическая система в целом.

  Прежде  всего выясним, какую основную задачу выполняет политическая система  тоталитаризма. Если при конституционной демократии задача политической системы состоит в том, чтобы примирять и совмещать интересы различных общественных групп и разрешать конфликты между ними цивилизованными и демократически ми методами, то при тоталитаризме политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу, то при тоталитаризме общество служит политической системе.

    Политическая  система тоталитаризма включает в себя саму политическую бюрократию и набор инструментов (аппарат  пропаганды, секретную полицию и  т. д.), с помощью которых она  удерживает власть. Важнейшим из этих инструментов является тоталитарная партия, а основной чертой политической системы тоталитаризма — партийный и соответствующий ему идеологический монизм. По мере уничтожения других партий, слияния партийного аппарата с государственным и подавления автономной внутрипартийной жизни тоталитарная партия становится стержнем государственной структуры и аппаратом управления в руках политократии. В результате слияния партийных и государственных структур возникает феномен, который можно назвать "партия-государство".

    В тоталитарной системе партия является каналом вертикальной мобильности, поскольку ей принадлежит эксклюзивное право распределения должностей. Только ее члены могут занимать руководящие посты в государственном, хозяйственном, военном, дипломатическом и других аппаратах. Поэтому лишь принадлежность к партии создает возможность служебного продвижения. Тоталитарная партия  является, резервуаром из которого политократия черпает партийную, административную, хозяйственную, профсоюзную, культурно идеологическую, военную и прочую бюрократию. Кроме того, тоталитарная партия  нужна для того, чтобы втягивать в свои ряды всех активных членов общества, желающих сделать карьеру; если бы их не абсорбировала партия, то такие активные индивиды представляли бы собой потенциальную угрозу для тоталитаризма. "Править огромной, сведенной к ничтожеству человеческой массой невозможно, не внося классового разделения в эту массу. Извлекая непрерывно все активные и даровитые Элементы народа для создания новой аристократии, режим обеспечивает себе добровольную и крепкую основу”.16

  В тоталитарном обществе присутствуют как  бы две идеологии. Одна система ценностей  существует для политической бюрократии, а другая — для остального населения.

    При тоталитарном режиме идеология выполняет  несколько функций.                       

  1. Первая и основная функция тоталитарной идеологии — легитимация данного режима. Идеология должна постоянно обосновывать право на власть партии и ее вождя, превозносить героическое прошлое партии и рисовать радужные перспективы "золотого века", к созиданию которого прикладывают вес усилия партия и вождь. Пропагандируются и те законы (исторические или биологические), в силу которых победа данного режима была якобы неизбежной. Краеугольным камнем тоталитарной идеологии является утверждение, что данный социальный порядок сформирован в результате действия исторической или природной необходимости. В случае коммунизма пропагандируются неизбежность победы пролетариата над буржуазией в классовой борьбе и неизбежность наступления социалистического общества. Тоталитарный режим возник, таким образом, в силу исторической (коммунизм) или биологической (нацизм) необходимости, и он воплощает в жизнь волю истории или, природы, уничтожая “эксплуататорские классы” или “низшие расы” во имя наступления телеологически предопределенного совершенного общества.
  2. Другой функцией тоталитарной идеологии является мобилизация масс для выполнения поставленных режимом задач. Тоталитарный режим стремится удерживать массы в состоянии перманентной социальной мобилизации, ибо как только напряжение в обществе спадет, может возникнуть вопрос о политической свободе. Поэтому тоталитаризм должен постоянно поддерживать и направлять активность масс (путем поиска новых врагов, подготовки к войне, организации различных кампаний, зачастую кампаний по осуществлению каких-либо грандиозных экономических планов). Мобилизация масс осуществляется, сверху, путем принуждения, идеологического манипулирования.
 
  1.  Третью  функцию тоталитарной идеологии можно назвать функцией "морального обезболивания". Чтобы превратить человека, воспитанного в духе христианской морали, в послушное орудие тоталитаризма для осуществления его преступных планов, требуется дать ему новый набор моральных принципов. Квазирелигиозная тоталитарная идеология, ориентированная на преобразование не только действительности, но и человеческой природы, и дает новые моральные принципы и ценности, усвоив которые, гражданин тоталитарного государства без угрызений совести совершит любое преступление, требуемое от него властями. Отсюда следует, что тоталитарная идеология нейтрализует моральное отвращение, вызываемое или действиями власти, или поступками самого вовлеченного в них человека. Идеология убеждает в оправданности любых жестоких мер, предпринимаемых против врагов.
 
 

Учитывая  охарактеризованные признаки тоталитаризма, можно заключить, что, в чистом виде он был присущ фашистским режимам. Многие его элементы наличествовали в сталинизме , а также в военно-диктаторских режимах, утверждавшихся во многих странах Латинской Америки, Африканского континента и Азии после развала колониальной системы. В настоящее время тенденция к тоталитаризму проявляется в странах, где господствуют авторитарные системы. И это естественно, т.к. они по своему существу всегда являлись предшественницами тоталитаризма. 
 

 Посттоталитаризм. 

      Западные и некоторые российские  авторы (А. Мигранян) считают посттоталитарным  политический режим, утвердившийся  в СССР после сталинизма. В  этой связи возникает потребность  в более глубоком научном анализе  отправной базы советского режима, который безоговорочно признается, вслед за Бжезинским, многими зарубежными и отечественными авторами как тоталитарный. «Думается, что такое определение бывшей партийно-государственной системы власти в бывшем СССР одностороннее, так как полностью игнорирует противоречивую реальность политических отношений государственного социализма. Быть объективным в оценке политической истории, значит не обойти тот факт, что именно советский режим был основной силой, уничтожившей германский фашизм».17

    Посттоталитарный  режим, если признать это понятие, скорее следует трактовать как разновидность авторитаризма в его переходном состоянии. В нем сочетаются элементы еще сохраняющегося тоталитаризма, утверждающегося нового авторитаризма и нарождающейся демократии. Сюда можно отнести: изменение типа политического лидерства - харизматический тип заменяется бюрократическим; оптимальное для переходного состояния сочетание подавляющего централизма в системе власти с постепенным либерализмом; появление избыточного многообразия партий и общественных движений; становление некоторых демократических институтов; политическая нестабильность и т. д.. Посттоталитаризм объективно содержит в себе альтернативные тенденции модернизации: закрепление тоталитарного режима во всех его ипостасях или же - утверждение демократии. Причем наибольшие шансы здесь для элитарной демократии, поскольку широкие массы не подготовлены к другим формам народовластия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политико-правовой режим: понятие и виды