Политический режим как элемент формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим». В отечественной теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и ф

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти ………………………………………………………….5
2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима …………………………………………………………9
3. Типология политических режимов …………………………………..12
4. Правовая культура и правосознание ………………………………....16
Заключение ……………………………………………………………………..21
Литература ……………………………………………………………………. .23

Работа содержит 1 файл

Политический режим как элемент формы государства got.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как качест­венного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматри­ваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая  культура  - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание прин­ципов права и задач правового регулирования, профессиональ­ное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принци­пами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отраже­нию в сознании и поведении людей. В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно выделяют следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правоотношения как систему общественных отношений, участники  которых   обладают  взаимными   правами  и обязанностями;

- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;

- правовые учреждения как систему государственных орга­нов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обяза­тельно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократичес­кого государства можно лишь через нравственное и правовое со­знание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внут­ренним (личностным) механизмом определения правовой пози­ции (выбора правомерного или противоправного варианта пове­дения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-право­вую и профессионально-нравственную сферы или области куль­туры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - зна­чит обладать высоким уровнем профессиональной культуры[12].

 

Заключение

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

Политический режим относится к функциональным аспектам политической системы общества, в силу чего является одной из важнейших характеристик формы государства. Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества.

Легитимность власти выступает важнейшей предпосылкой оформления политического режима. Легитимность власти это поддержка ее народом. Только власть имеющая поддержку народа, его согласие с проводимой политикой может наиболее эффективно осуществлять свои функции. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. А как показывает опыт такая власть недолговечна.

Общепринятой является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

Правовая культура и правосознание необходимы как при создании, так и при реализации норм права. Норматворцы должны обладать высоким уровнем правосознания, чтобы создавать нормы права высокого качества, отвечающие потребностям общества. Высокий уровень правосознания позволяет гражданам точнее исполнять предписания правовых норм.

В результате проведенного исследования по теме «Политический режим как элемент формы государства» можно сделать вывод: политический режим является неотъемлемым элементом формы государств. Без этого понятия невозможно полноценно охарактеризовать государство.

Ошибочна точка зрения смешивания «политического режима» с «формой правления». В качестве аргумента можно привести пример: СССР по форме государственного устройства представлял собой федерацию. Но фактически в стране был тоталитарный политический режим.

Также неправильной будет замена понятия «политический режим» на понятие «государственный режим». Они тождественны. В качестве следующего аргумента можно привести некоторые факты:

1. Политический и государственный режимы это характеристики формы государства;

2. Оба понятия характеризуют набор способов и методов осуществления власти.

В современном мире, где господствуют демократические   принципы, политический режим не может существовать без поддержки  народа. Иначе такой режим может превратиться в диктатуру либо прекратить свое существование.

С демократией неразрывно связана гуманизация общества. Последнее определение в свою очередь зависит от правовой культуры правосознания. Народ, знающий свои права и обязанности, законодатели, способные без искажений выразить волю народа в правовых нормах – все это в совокупности делает политический режим стабильным и гуманным.

 

 

 

 

список использованной литературы

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2-х т. М., 1999.
  2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов . М., 2000.

4.      Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. – М., 2001.

  1. Общая и прикладная политология. Учебное пособие// Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. -М., 1997.
  2. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М., 2000.
  3. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько.- М., 1999.

8.      Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В. М., 1994.

9.      Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. И доп. М.; 2000.

  1. Введение в политологию./ Под ред. Самсонова. М., 1994.
  2. Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. М., 1996.
  3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов. М., 2000.
  4. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., Акалис 1996.

14. Цыганков А.П. Современные политические режимы. М., 1995.

15. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

16. Храпанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. М., 1998, 1-944.илл.

 

2

 



[1] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 123.

 

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов . М., 2000. С. 170.

 

[3] Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л.В.  М., 1994. С. 216.

 

[4] Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права. М., 2001.

 

[5] Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

 

[6] Общая и прикладная политология. Учебное пособие// Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.  М., 1997. С. 128.

 

[7] Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2-х т. М., 1999. С. 29.

 

[8] Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2-х т. М., 1999. С. 38.

 

[9] Храпанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. М., 1998, 1-944.илл.

 

[10] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 129.

[11] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 170.

[12] Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.  2-е изд., перераб. И доп. М., 2000.  С. 611-631.


Информация о работе Политический режим как элемент формы государства