Политический режим как элемент формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим». В отечественной теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной – после формы правления и ф

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти ………………………………………………………….5
2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического режима …………………………………………………………9
3. Типология политических режимов …………………………………..12
4. Правовая культура и правосознание ………………………………....16
Заключение ……………………………………………………………………..21
Литература ……………………………………………………………………. .23

Работа содержит 1 файл

Политический режим как элемент формы государства got.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность индивидов в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность, вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональную легитимность имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть и др. Французский политолог Ж. Л. Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности[7].

В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительными источниками легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, стремятся заручиться легитимностью. Так, тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей.

Предпосылки поддержания легитимности власти

1. Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.

2. Создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.

3. Личные харизматические черты политического лидера.

4. Успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.

3.Типология политических режимов

Демократические режимы

Демократический режим характеризуется высокой степенью политических свобод народа, реальным осуществлением прав граждан и возможностью их влияния на осуществляемую политику.

Характерные черты демократического режима:

1.Суверенитет народа: народ свободен от каких-либо давлений, притеснений со стороны властвующих кругов. Народ выбирает и сменяет своих представителей.

2. Честность, соревновательность и регулярность выборов.

Под честностью понимается проведение выборов без махинаций, с использованием «механизма честной игры».

Соревновательность – участие на выборах различных групп или индивидуумов, которые по закону имеют право выставлять свои кандидатуры.

Регулярность – устоявшаяся закономерность проведения выборов.

3. Задача проведения демократических выборов заключается в определении мнения большинства. Но это не означает, что мнение меньшинства не будет учитываться во время проведения политики большинства. Если же начнутся притеснения меньшинства, то этот режим не будет являться демократическим.

4. Равенство политических и иных прав граждан. Свобода слова, право на информацию.[8]

Демократический режим это абстрактное понятие. Демократические режимы делятся на три вида. Деление происходит в зависимости от роли народа в управлении, а так же от того кто и как выполняет властные функции.

1. Прямая демократия – вид демократии, при которой народ самостоятельно без посредников осуществляет правление в своем государстве, непосредственно участвует в подготовке, обсуждении и принятии решения. Осуществление прямой демократии возможно в небольших государствах либо общинах. Это важно, потому что в выборах должны участвовать абсолютно все избиратели. Примером современной прямой демократии является государство Швейцария.

2. Плебисцитарная демократия – вид демократии схожий с прямой, но имеющий серьезное отличие. При плебисцитарной демократии политическая роль граждан значительно ограничена. Сводится к голосованию на референдумах и т.п.

3.Представительная демократия -  вид демократии, получивший наибольшее распространение в современном мире. Политические функции народа сводятся, к уже упоминавшимся, выборам представителей во власть.[9]

 

Недемократические режимы

В зависимости от степени вмешательства власти в сферы жизни общества недемократические режимы бывают двух видов: тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим. Понятие тоталитаризма происходит от  латинских слов «TOTALITAS» - цельность, полнота и «TOTALIS» - весь, полный, целый. При тоталитарном режиме власть проникает во все сферы жизни общества, добиваясь жесткого контроля для осуществления задуманной идеи. В качестве примера можно привести все государства с коммунистической идеологией, где главной идеей является построение коммунизма. При этом власть запрещает любую политическую инициативу, руководит всеми сферами жизни общества, включая личную жизнь граждан, проводит постоянную идеологическую пропаганду.

Характерные черты тоталитарного строя :

1. Единая партия, сросшаяся с государством, обладающая сильной властью;

2.  Доминирует роль идеологии;

3.  Контроль властью всех сфер жизни общества;

4. Существование террористического полицейского контроля, то есть осуществление повсеместных репрессий.[10]

Тоталитарный режим, как уже выше описано, имеет свою идеологию. В зависимости от идеологии тоталитарный режим делится на три типа:

1. Коммунизм – режим, исключающий любую автономию личности, частную собственность. Предполагается абсолютная власть государства.

2.     Фашизм – режим, возникающий в условиях политических и экономических кризисов. Тяготеющий к возрождению былого величия. Примером послужит итальянский фашизм, появившийся после разорительной Первой мировой войны. Когда в стране наступила разруха, необходима была национальная идея, которая бы объединила страну и вывела ее из кризиса. Такой идеей стало возрождение Римской империи.

3.     Национал-социализм  - режим, так же как и фашизм, возникающий во время кризиса и катастроф. Впервые был установлен в Германии в 1933 году. Задача национал-социализма сводится к достижению мирового господства одной нации, а остальные являются неполноценными и должны быть уничтожены. Главное отличие национал-социализма от коммунизма заключается в том что при коммунизме врагов ищут внутри страны, и при национал-социализме – за ее пределами.

Итог: тоталитаризм это тупиковое направление. Тоталитарный режим запрещает политическую инициативу, а значит и любое реформирование. Начинается застой, а затем и деградация общества. Следствием является гибель страны.

Авторитарный режим. Данный режим схож с тоталитаризмом, но власть оставляет тоталитарный контроль только над политической сферой жизни. В остальном (экономика, частная жизнь и т.д.) контроль отсутствует.

Характерные черты:

1. Самовластие;

2. Неограниченность власти;

3. Опора на силу (не всегда);

4. Отсутствие позиции;

5. Не вмешательство во вне политические сферы;

6. Назначение на руководящие должности сверху.[11]

У авторитарного режима есть свои плюсы и минусы.

Положительной стороной является политическая стабильность, обеспечение порядка и быстрая мобилизация сил для решения любых задач.

Минусы в том, что власть находится в руках одного человека. Следовательно, успех страны не предсказуем.

Вывод: авторитарный режим хорош тем, что в стране поддерживается постоянный порядок и стабильность. И в то же время все формы общественных отношений, кроме политической, бесконтрольны. Отрицательный элемент не менее важен. Это самовластие. То есть все положительные стороны могут быть перечеркнуты, например недальновидная политика правителя.

 

 

 

 

 

 

 

4.  Правовая культура и правосознание

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Особенность правосознания как специфической формы общественного сознания выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи и представления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию норм права. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии):

1. Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Теоретическое отражение правовых идей и взглядов содержится в научных исследованиях по вопросам государства и права, их сущности и роли в общественной жизни. Поскольку в них содержатся объективные выводы и обобщения, это позволяет государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Информация о работе Политический режим как элемент формы государства