Политическая власть и механизмы ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание политической власти……………………………...5

Основания и ресурсы политической власти………………………………..10

Распределение власти в современном обществе……………………..……13

Эффективность и легитимность власти………………………………….…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....26

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 

  1. Сущность  и содержание политической власти……………………………...5
 
  1. Основания и ресурсы политической власти………………………………..10
 
  1. Распределение власти в современном обществе……………………..……13
 
  1. Эффективность и легитимность власти………………………………….…17
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

     Власть - одно из фундаментальных начал  человеческого общества. Это отношение  между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и  индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

     Понятие власти является одним из центральных  в  политологии. Оно дает ключ к пониманию политических  институтов,  политических  движений  и  самой политики.  Определение  власти,  понятие,  ее  сущность  и  характера  имеет важнейшее значение для понимания природы политики и  государства,  позволяет выделить политику  и  политические  отношения  из  всей  суммы  общественных отношений.

      Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового  знания  о  природе власти и механизмах  властвования  является  едва  -  ли  не  самой  главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в  парадоксах  и  механизмах политической власти  были  предприняты  еще  в  ранний  период  политической Индии, Китая и Греции.

     Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все, времена, занимал умы философов и писателей.

     Власть  является  одной  из   важнейших   политологических   категорий, неразрывно связанной с политикой.  Именно  властью  определяются  территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

     Власть  представляет собой особый вид общественных  отношений,  присущий всем  этапам  развития  человечества.  Через  отношения  власти   выражается объективная потребность людей в  саморегуляции  и  организации. 

     В  обществе всегда  есть  различные  индивидуальные  и   групповые   интересы,   которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. 

     Таким образом, властные отношения служат механизмом  регуляции  общественной жизни,  гарантом  целостности  различных  обществ,  древнейшей   формой   их организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и содержание политической власти. 

     Власть - одно из центральных понятий политологии. Власть необходима для устойчивого существования любой общественной организации, в ней скрещиваются наиболее важные общественные интересы. Вся история человечества пронизана борьбой за власть, именно эта борьба определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.

Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих городов-государств - полисов. На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересов в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов и оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей («кратия» - составляющая терминов, обозначающих различные виды власти, происходит от древнегреч. kratos - сила, господство, власть). Искусство управления гражданами (политами), регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть».

     Существуют  различные трактовки понятия  «власть». Рассмотрим кратко основные.

     Реляционистские (от англ. relation - отношение) концепции власти характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три разновидности реляционной интерпретации власти: теории «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния».

     В теориях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.

     В теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в них со стороны тех, кто их лишен. В этом случае индивидуумы, располагающие «дефицитными ресурсами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

     Теории  «раздела зон влияния» (Д. Ронг) предлагают при оценке природы существующих отношений власти не принимать во внимание каждое действие в отдельности, а рассматривать их совокупность, выделяя при этом момент изменяемости ролей участников взаимодействий. Если в одной ситуации властью обладает один индивидуум по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

     Бихевиористские концепции власти. Так же как и  в реляционистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит  из ее трактовки как отношения  между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, а, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть - исходный пункт и конечная цель политического действия.

     Одну  из типичных бихевиористских трактовок  власти предлагает Г. Лассуэл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дают присущее индивидуумам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

     Для бихевиористов характерно также  рассмотрение политических отношений  как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.

     Системные концепции власти рассматривают  власть как систематизирующее отношение  в политической системе общества. Все остальные элементы системы  связаны с ней непосредственно  или опосредованно.

     В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс); второй рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т. п. (М. Крозье), а третий - как взаимодействие индивидуумов, действующих в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

     «Мы можем определить власть,- писал Т. Парсонс,- как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т. д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».

     Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как  средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Назначение политической власти - разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

     Исходя  из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: власть - это один из важнейших видов  социального взаимодействия, специфическое  отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

     Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть индивидуум, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

     Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти; 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

     От  характера содержащихся в приказе  требований во многом зависит отношение к нему объекта власти - второго важнейшего элемента власти. Власть - всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. «Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета».

     Власть  подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную.

     Отличительными  чертами политической власти являются:

     - легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

     - верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти;

     - публичность, т. е. всеобщность и безличность, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

     - моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);

     - многообразие ресурсов.

     Политическая  власть подразделяется на государственную и общественную.

     Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т. д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т. д.), а также юридической базой.

     Общественная  власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

     Долгое  время считалось, что содержание власти определяется системой отношений  господства и подчинения, а сама власть - это возможность приказывать в условиях, когда те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Так, М. Вебер определял власть как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана». Такой подход к сущности власти не вызывал сомнения, однако по мере формирования демократических режимов, базирующихся на тех или иных общественных договорах, понятие власти усложнилось. В подобных случаях власть - это не только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в подчиненном положении. В современном обществе сфера договорных отношений стала расширяться за счет общественного мнения, средств массовой информации, а также под воздействием международных организаций и групп влияния. В результате власть формируется как система отношений «господство - подчинение» и «руководство - принятие». Граница между этими типами отношений подвижна и зависит от конкретной ситуации в той или иной стране.

Информация о работе Политическая власть и механизмы ее осуществления